Найти тему
Сноб

Что происходит с одеждой, которую вы вернули в магазин? Нет, она не находит новых владельцев

Отвратительная логистика твоих штанов, не подошедших по размеру. Текст Аманды Мулл для The Atlantic.

Одна из главных проблем электронной коммерции — возвраты. И рост популярности онлайн-шоппинга только усугубил эту проблему. Средний процент возвратов в старых-добрых физических магазинах не превышает 10%, а вот в онлайне эта цифра составляет уже 15-30%. Ну а что, больше ведь не нужно лично убеждать продавца, что ты никогда не надевала эти туфли за пределами своей квартиры. У рынка одежды процент может быть даже выше из-за распространенной практики заказывать сразу несколько размеров одной модели, чтобы оставить себе то, что точно подходит по фигуре. Бесплатная доставка, бесплатный возврат и постоянные скидки заставляют покупать больше — и возвращать больше.

Все эти вещи копятся. Часть из них отправляется оптовым перекупщикам. У части отрываются ценные детали. И часть сжигается или посылается на свалку.

Это ужасно вредно для планеты и неэффективно с точки зрения бизнеса — использовать такое количество грузовиков, грузовых самолетов и кораблей, потому что кто-то передумал покупать кофточку или менеджер сделал непонятное описание товара на сайте. Не говоря о том, что на создание этих товаров тоже ушли огромные ресурсы. А в итоге мы получаем кучу мусора. Ритейлеры всегда имели дело с возвратами, но с таким их количеством — только в последние 15 лет. И они сами приучили к этому потребителей.

-2

Логистика ритейлеров делится на две части. Первая — прямая логистика, доставка товара от производителя к потребителю. В нее включены почтальоны, курьеры, мерчендайзеры в магазинах и упаковщики в онлайн-магазинах. «Упаковывать и отправлять один-единственный товар, чтобы удовлетворить запрос потребителя, — это сумасшествие, но оно хотя бы однозначно», — говорит директор исследований ритейла в Колумбийском университете Марк Коген. И совсем не так однозначна вторая половина логистики — обратная.

«Обратная логистика — мерзкая штука», — говорит управляющий директор Института системы снабжения и логистики в Технологическом университете штата Джорджия Тим Браун. Чтобы вернуть товар от клиента и понять, что вообще с этим товаром делать, нужно время и рабочая сила. Да и работа эта не для брезгливых. Возвраты поступают от курьеров, из физических магазинов, от перекупщиков и иногда прямо из домов покупателей. Дальше сотрудники отдела сортировки открывают все пакеты и пытаются понять, действительно ли им вернули тот же товар, который купили, и найти отличия между всеми автозапчастями, проданными на Amazon, или миллиардом черных платьев, предлагаемых H&M. Затем они должны определить, был ли товар уже надет или использован, чист ли он, работает ли и можно ли его еще спасти с экономической точки зрения.

Иногда ответ прост: «Покупатель говорит, что возвращает товар XYZ, а на самом деле в коробке находится дохлая крыса», — объясняет Браун. На такие случаи приходится от 5 до 10% возвратов. Но что делать, например, с джинсами? Как понять, носили ли их? И считается ли, что их носили, если их вытащили из упаковки, чтобы померить?

-3

Так что освобождаем вас от мифа о том, что товары, которые вы вернули магазину, найдут себе нового хозяина. Многие ритейлеры вообще не разрешают заново продавать распакованные товары. Физические магазины еще могут пренебречь этим правилом и попробовать заново продать то, что вернули клиенты. Но в онлайн-ритейле даже если вы вернули товар в идеальном первозданном виде — нераспакованным, потому что, например, вы заказали два размера, и первый, который вы померили, вам прекрасно подошел — шансы на то, что из сортировки они снова поступят в магазины, так себе, и в некоторых случаях их вообще нет. Вернуть товар в то русло, по которому вещи поступают из производства в магазины, может быть просто логистически невозможно, потому что это русло может находиться вообще в другом регионе. А если вы возвращаете нераспакованную косметику, купальник или нижнее белье, то можете даже не сомневаться — их сразу уничтожат по гигиеническим причинам.

Ритейлеры постоянно выбрасывают вещи в отличном состоянии, просто потому, что делать с ними что-то еще экономически невыгодно. Либо вещи слишком дешевые, чтобы тратить на них время и деньги, либо прошло слишком много времени с момента их продажи. Фаст-фэшн ритейл обычно попадает в обе категории и генерирует самые высокие проценты возвратов во всей сфере розничной продажи. Представьте себе, что вы возвращаете платье, которое стоило полторы тысячи рублей, — без упаковки и под конец 14-дневного срока возврата. Добавьте к этим факторам рабочую силу, потраченную на то, чтобы забрать товар, упаковать его и отправить туда, где займутся его перепродажей. Добавьте необходимость перевозки и стоимость упаковки. Все, бизнес уже потерял деньги. А за те 2 недели, что даются на возврат, покупатели уже переключились на новые товары на сайте магазина и не готовы платить полную цену за старую вещь. Так что платье отправляется на свалку.

У многих товаров, тем не менее, получается быть снова проданными — правда, не розничному клиенту. Мультибрендовые магазины, не сумев продать несколько килограммов футболок или носков, возвращают их бренду, а те отдают им назад часть суммы. Дальше бренду приходится думать, пытаться ли снова как-то продать эти вещи.

-4

Или когда кто-то возвращает компьютер, ритейлер может попробовать продать его на запчасти компаниям, которые потом поставляют эти запчасти сервисным центрам. Дискаунт-центры тоже продают то, что не сумели продать бренды, и поэтому так много людей в странах без американских магазинов все равно умудряются носить одежду американских марок. То, что ритейлеры не смогли продать в официальных магазинах, они по цене за тонну продают за границей.

Именно поэтому очень сложно точно определить, сколько товаров идет на свалку, но мы знаем, что ежегодно в США выбрасываются сотни миллионов килограммов возвращенных вещей. Управляющий директор консалтинговой фирмы AlixPartners Джоел Рампольдт рассказал, что по оценкам людей из ритейла, выбрасывается где-то 25% возвратов, но эта цифра широко разнится в зависимости от вида продукта (одежду продать проще, чем технику, в которой могли сохраниться личные данные).

Многие спрашивают, почему же компании не отдают вещи на благотворительность. Разве в стране не полно людей, которые не могут себе позволить смартфон или зимнюю куртку? Разве это не хороший PR для брендов? Разве это, в конце концов, не даст им налоговые бонусы? Благотворительность это по-человечески правильный ход. Но на самом деле бизнесу не выгодно поступать по-человечески из-за того, что вежливо зовется «размыванием бренда»: если клиент, который платит деньги за товары, узнает, что те же товары отдаются бесплатно, он подумает, что, в общем-то, не так уж и ценен этот товар, чтобы отдавать за него деньги.

-5

Некоторые крупные ритейлеры вроде Amazon начали признавать, что для них нет смысла заниматься возвратами, поэтому они просто вернут клиенту деньги за колючие легинсы или криво сшитые подушки, а эти вещи предложат отдать кому-нибудь, кому они нужнее. Но это не щедрость — компания просто оставляет клиенту работу, которую сама не хочет делать.

Проблема с возвратами появилась в середине 2000-ых, когда маркетингу магазина Zappos удалось убедить американцев покупать обувь онлайн — им говорили, что доставка будет быстрой и бесплатной, а возврат примут без вопросов. Прием был не нов, но в таком масштабе он никогда не применялся. С тех пор рынок изменился так, что клиенты претендуют на бесплатные и простые возвраты даже в случае маленьких онлайн-магазинов, которым это делать крайне не выгодно, но у которых нет выбора, если они хотят удержать покупателей.

Об этой проблеме почти не говорят в бизнес-школах. Студентов подробно учат прямой логистике, но обходят стороной тему обратной — по факту, их учат только продавать. Магазины тоже не хотят об этом говорить: 7 из 8 ритейлеров отказались давать комментарии для этой статьи. Ни один бизнес не хочет привлекать внимание к клиентам, которые остались недовольны продуктом и вернули его. Если компания признает, что хотела бы отказаться от бесплатных возвратов, ее назовут жадной. И потом, если клиенты начнут думать о возвратах, они могут начать думать и о том, что происходит с возвращенными товарами, — и это тоже грозит вылиться в большой скандал.

-6

Но даже крупные ритейлеры начинают смотреть на рост возвратов как на угрозу выживанию. Многие из них начали использовать сторонние программы для вычисления и «бана» клиентов, которые возвращают подозрительно много товаров, — среди них Amazon и Sephora.

В опросах американцы моложе 40 лет утверждают, что были бы рады платить больше за товары брендов, которые внимательно относятся к экологии. Именно такой ответ кажется правильным, когда другой человек спрашивает тебя, заботят ли тебя проблемы экологии. Но чеки рассказывают другую историю: те же самые люди моложе 40 лет покупают онлайн гораздо больше, чем клиенты старше 40. Они же скорее закажут кучу разных вещей разных размеров и цветов с намерением затем вернуть половину. Потому что когда ты за стенами твоего дома, тебе не нужно отвечать ни на чьи вопросы и тебя некому осудить.

Перевод The Atlantic

Читать этот текст на сайте «Сноба»

Читайте также:

Сальвадор Дали и Гала: двое в огне

Импринтинг, или Запечатление. Как устроены воспоминания у детей и целой нации

Эдвард Радзинский. Прощальная гастроль «Клуба 418»