Когда рассматриваешь историю Южной Руси XVII века, обращает на себя внимание один повсеместный феномен.
Польша ведет жесткое наступление на православие, переделывает православные церкви в костелы, поражает православных в правах. Особенно этот процесс активизировался после 1618 года, когда поляки закрепили за собой крайне выгодные для них итоги русской Смуты и получили полную свободу действий на огромных территориях, отторгнутых у России.
В итоге Польша получает перманентные вспышки бунтов. Регулярно восстает население будущей Украины, за оружие в 1620-е годы берутся даже спокойные дотоле Витебск и Полоцк.
Но очень редко эти бунты возглавляет шляхта, то есть местное дворянство. Более того, количество православного дворянства радикально сокращается. Даже древние роды, веками гордившиеся своей приверженностью к православной вере, легко сменяют свою религиозную ориентацию.
"Когда Екатерина Великая присоединила к России Белоруссию и правобережную Малороссию, то она с удивлением обнаружила там хлопов – православных и униатов, говорящих на диалектах русского языка, и дворян – исключительно поляков-католиков. А куда же делись тысячи русских дворян?", - пишет по этому поводу историк и публицист Александр Широкорад в своей книге "Как Малая Русь стала польской окраиной".
Объяснений тут может быть сразу несколько. И одно из самых верных - это те привилегии, которые дворянство получало, отказываясь от веры. Вкупе с тотальным давлением на тех, кто эту веру предавать отказывался. Тот же механизм, кстати, успешно работал на территориях, захваченных мусульманами.
Но есть еще одна версия, предложенная, кстати, тем же Широкорадом. И она выводит на сцену молодых польских красавиц, буквально соблазнивших практически все православных дворян. Работало это так. Какой-нибудь шляхтич отправлял сыновей учиться в университет, а там они постигали не только философию и латынь, но и любовную науку.
"Юные польки были куда более раскованны и фривольны, чем православные шляхтянки. В итоге повсеместно заключались смешанные браки, причем венчание обязательно проводилось по католическому обряду, и жениху приходилось переходить в латинскую веру", - читаем у Широкорада.
Что ж, тут поневоле вспомнишь историю сыновей гоголевского Тараса Бульбы. Ради очей прекрасной панночки Андрий предал не только веру, но и своих товарищей, свою семью. Произведение, конечно, литературное, но не фантастическое. Андрий здесь просто собирательный образ.
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК: "Русичи". И ждем вас в Телеграме