Найти тему
дневник ролевика

Что самое сложное в боевом фехтовании?

Одна из основных проблем в практическом фехтовании (преимущественно бездоспешном) - это проблема "обоюдки", одновременного или почти одновременного нанесения противниками ударов, в результате чего часто возникает ситуация, когда никто из них не успевает закрыться, и ранение (либо снятие хита) получают оба.

В идеальном случае, согласно классическому определению, "фехтование - это искусство наносить урон (холодным оружием), не допуская получения урона себе самому". Но практика от идеала, как известно, обычно очень далека...)

В классических школах иногда подразумевается, что разыгрывается некая "шахматная" схема с ходами по очереди. В том смысле, что либо противник успевает атаковать первым - тогда ты должен взять защиту, после чего ответить рипостом (контратакой) или разрывом дистанции, либо ты атакуешь первым, и роль контратакующего переходит к оппоненту.

Проблема в том, что такая схема работает только в зале, на спортивной дорожке, и то со сбоями. В реальности - почти никогда.

Во-первых, никто не может читать чужие мысли, и не всегда возможно прочесть намерения противника по положению частей его тела. Почти всегда ты тупо не знаешь его намерений, а догадываться - некогда.

Во-вторых, каждый более-менее опытный мечник знает, что первый удар почти неминуемо будет отражен тем или иным способом - парадом, контрударом, уклонением, отступлением и т.п. Шансов прикончить врага первым ударом мало, если он готов к бою и стоит с оружием в руках. Безоружного и неготового - да, можно, но это будет не бой, а просто убийство. Делать ставку на первый удар можно только при наличии очень большой разницы в уровне подготовки бойцов. Ну, слева мастер войны, справа цуцик, впервые взявший оружие в руки. Как-то так.

-2

Если уровни сражающихся примерно одинаковы - где-то 70-80%, что первый удар не пройдет. С уколом сложнее, его в целом тяжелее отразить, но тоже шансов - около 50-60%. Значит, надо атаковать серией ударов, уколов, режущих атак - чего угодно, но серией из хотя бы двух-трех ударов. Третий обычно достигает цели, если противника удается вынудить к слепой защите, и он не может разорвать дистанцию. Четвертый удар в серии, как правило, не удается отбить никому. Не успеваешь. Но и выполнить серию из четырех атак по многим причинам сложно.

При этом также существует своего рода аксиома - защита при помощи одних только блоков (обычных парадов) неэффективна, т.к. лишает защищающего инициативы и позволяет лишь дождаться фатального, третьего или четвертого удара. Опытный фехтовальщик себе такого не позволяет, и переходит в контратаку либо рвет дистанцию. Контратака возможна в разных вариантах - мощный встречный удар в меч противника, отклоняющий его с траектории, укол с оппозицией, контрукол или контрудар в руку, еще кое-что...

Важно другое. Практически все эти действия выполняются в темп противника. В тот момент времени, когда он сам либо атакует (самый сложный вариант), либо меняет позицию, либо выполняет перевод.

Если это контрудар, выполняемый на атаку противника, то он должен быть совершен так, чтобы тот, кто его выполняет, не получил повреждения. В крайнем случае получил минимальное.

И вот самое сложное - это как раз выполнить контрудар в темп либо угадать момент для рипоста - контратаки, когда твой противник завершил свою серию ударов. А откуда ты знаешь, когда он ее завершит? Какую связку он задумал? Два удара, три или четыре? Финт с ударом? Что-то еще? Мысли-то читать пока никто не выучился, по достоверным сведениям...)

Это вам в фехтовальном зале учитель скажет - "ты выполняешь по нему два удара, после чего ты, отвечающий, делаешь рипост, продолжаете дальше, через 5 минут меняетесь ролями". А в реальной схватке - да кто ж может предугадать?

А ведь есть еще и такое понятие, как контр-рипост. Контратака в ответ на контратаку.

"Не считая случая, когда противник (плохо владеющий оружием) вместо защиты наносит встречный удар, обоюдные удары и у выдержанных бойцов встречаются в следующих случаях:
1) когда боец, не заметив перевода в темп, атакует;
2) если при обмане тронут клинок противника, и он отвечает;
3) если у одного из противников между защитой и ответом такой промежуток, что атакующий делает ремиз;
4) если обороняющийся опоздал с остановкой;
5) если противники атаковали друг друга одновременно."

Житков, "Руководство дуэльного боя на шпаге и эспадроне", 1909 г.

Ремиз, если что - это повторение того же самого удара, в той же плоскости, в ту же цель. По-правильному должен делаться "на отсутствие в линии шпаги противника". На тяжелом боевом оружии может выполняться с целью тупо проломить защиту противника. Грубо говоря, идет на тебя тяжелый сердитый дядя и без лишних мудрствований гвоздит мечом - в одно место, зато увесисто...))