«За трудовую сознательность, рабоче-крестьянскую дисциплину и преданность мировой революции наградить курсанта Трофимова красными революционными шароварами» - такая сцена была в отличном советском фильме «Офицеры» (1971 г.). Это не шутка - новая власть отменила старые царские награды, поэтому отличали солдат ценными и полезными вещами - именным оружием, портсигарами, часами и личной благодарностью командира перед строем. Причем подарочное оружие, в отличие от царской армии, не было парадным, а вполне боевым. Вспомним другой советский фильм «Белое солнце пустыни» 1970 г., когда у товарища Сухова был обычный Наган с именной табличкой «Красноармейцу Сухову. Комбриг М. Н. Ковун». Попытаемся разобраться, как новая власть пыталась отменить военные награды, звания и прочие воинские атрибуты «треклятого царского режима» и что из этого вышло.
В царской армии, как и в обществе в целом, было чинопочитание и корпоративность классов, которые были доведены практически до абсолюта. В обществе действовал «Табель о рангах», введенный еще Петром Великим, поэтому, не только военные, но и гражданские чиновники имели звание (чин). Изначально офицерами-военными преимущественно были дворяне, которых к началу Гражданской войны было всего 0,01 %, однако из-за демократизации и больших потерь в Первой Мировой войне большой процент офицеров стал составлять из других классов. Но даже при этом офицерский корпус сохранял свою элитарность и закрытость. Офицеры имели красивую парадную форму с «золотыми» погонами, награды также были у них «офицерскими», в отличие от «солдатских» Георгиевских Крестов. Короче, офицер для солдата был «барином».
Первые удары по царской армии нанесло «буржуазное» правительство А. Ф. Керенского, которое искало дешевой популярности у солдатской массы. Российская армия уже в марте 1917 г. стала называться «Революционной армией свободной России», создаются солдатские комитеты, т. е. вводится некое самоуправление. На флоте погоны были вовсе отменены, за что офицеров, отказывавшихся их снять, били в морду и даже стреляли, а в армии остались, однако с погон и знамен были сняты вензеля отрекшегося императора. Если раньше к офицерам обращались «благородие», «высокоблагородие», «превосходительство», «высокопревосходительство», то теперь к офицеру следовало обращаться «господин».
После Октябрьской революции большевиками было решено строить новую революционную армию и само общество, где все равны. Награды, включая ордена, а также чины, звания пока только для гражданских лиц были отменены Советом рабочих и солдатских депутатов Декретом 23 (10 по старому стилю) ноября 1917 г. Надо заметить, что в Российской империи орден имел исторически изначальный смысл - им награждались не обязательно за заслуги, а просто круг лиц по прихоти императора, например, все члены императорской фамилии мужского пола награждались Орденом Андрея Первозванного, а женского - Орденом Святой Екатерины просто за то, что родились.
Чуть позже приказом № 11 по Петроградскому военному округу 3 декабря (16 декабря по ст.ст.) 1917 г. для военных были отменены звания, чины, наружные знаки различия - погоны, кокарды, нашивки и прочее, включая воинские награды.
Наконец 16 (29 по ст. ст.) декабря 1917 г. был принят декрет «Об уравнении в правах всех военнослужащих», который предусматривал отмену всех чинов от ефрейтора до генерала, всех наружных отличий, включая награды, отменялось само слово «офицер». Теперь все солдаты были или «красноармейцами», или «моряками», а за командирами закреплялись только должности, что было позже закреплено в уставе Красной Армии.
В ходе революционной эйфории был издан также приказ о выборности командиров солдатскими комитетами. Однако такая структура вооруженных сил могла удовлетворить разве что добровольческие отряды Красной Гвардии, насчитывавшие до 253 тыс. человек. Такие отряды, каждый из которых состоял из батальона до 600 человек, на собрании выбирал себе командира, а подчинялся местному Совету и действовал на основании их распоряжений фактически без какого-либо центрального руководства. Никаких знаков различия такие бойцы не имели, кроме красной ленты на головном уборе, банта на груди или шеврона из красной материи на рукаве. Все это соответствовало концепции «вооруженного народа».
Однако первые бои показали малоэффективность таких малосвязанных между собой отрядов, тем более, что власть в них захватили анархисты, что большевиков совсем не устраивало. Особой проблемой было выбрать себе командира, когда собственно его авторитет был изначально подорван позорным голосованием. Хорошо, если командир был умелым или удачливым, но таких явно не хватало, поэтому командир должен был еще и заниматься «политикой».
В январе 1918 г. началось формирование Красной Армии, основанной уже не на добровольной основе и выборных началах, а «по старинке», т. е. набор был принудительным, а командиры назначались не сходкой бойцов, а выдвигались сверху. При строительстве Красной Армии 20 августа 1918 г. ВЦИК принимает решение об утверждении первой советской награды за воинскую доблесть - «Почетного революционного Красного Знамени», которой награждались изначально воинские подразделения. Первыми такими подразделениями были 5-й Земгальский стрелковый полк Латышской дивизии, Николаевский полк под командованием В.И. Чапаева и 1-я сводная Симбирская пехотная Железная дивизия.
Однако оказалось, что необходимо как-то награждать и военнослужащих - одними «революционными шароварами» не отделаешься. 16 сентября был учрежден орден «Боевого Красного Знамени», трактуемый, как уменьшенная эмблема Почетного Красного Знамени. Первым награжденным этой наградой 30 сентября 1918 г. был В.К. Блюхер за «уральский поход» по тылам белых, хотя только 4 октября внешний вид образца был утвержден. Следует сказать, что фактически орден Боевого Красного Знамени был обычной медалью с точки зрения классической фалеристики.
Изначально орден Боевого Красного Знамени был принят только в РСФСР, а другие республики имели такие же аналоги данной награды, но 1 августа 1924 г. орден стал общесоюзным и единым по внешнему виду. Первыми награжденными были шестеро чекистов во главе с В. Менжинским, которые произвели арест известного террориста Б. Савинкова.
В 1920 г. был введен «гражданский» орден «Трудового Красного Знамени» РСФСР, позднее ставший всесоюзным. Им стали награждать, как коллективы (заводы, предприятия), так и отдельных лиц. В 1930 г. был введен орден Ленина, а в 1934 г. звание Героя Советского Союза, однако оказалось, что к моменту боев с японцами на о. Хасан награждать бойцов за не очень крупные подвиги нечем. Поэтому после окончания конфликта в том же 1938 г. были введены медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».
В том же 1938 г. была создана юбилейная медаль «ХХ лет РККА», чего ранее не было. До 1941 г. в СССР имелось всего три ордена и три медали, однако в ходе Великой Отечественной войны было введено 10 орденов и 21 медаль. Сам ход истории подсказал, что в крупной войне необходимо иметь большой ассортимент наград. Появились, как и в царской армии, награды фактически чисто «офицерские» - за оперативное искусство ордена Суворова, Кутузова, Невского, Ушакова, Нахимова и чисто «солдатские» - орден Славы. Цвет ленты ордена Славы повторял расцветку ордена Святого Георгия, цвет и рисунок были одинаковыми для всех трех ступеней, что было характерно для дореволюционной наградной системы. Мало того, орденом "Красное Знамя" стали награждать за выслугу лет, после чего статус этой награды резко упал.
Кроме того, высшие советские награды стали более шикарными - если орден «Боевого Красного Знамени» был выполнен из позолоченного серебра, то высший орден «Победа» был изготовлен в 1943 г. из платины и имел крупные рубины, обрамленные бриллиантами. Наподобие царских правил новые советские награды стали иметь степени - III, II, I, хотя ордена «Красного Знамени», «Красной Звезды» и орден Ленина никаких степеней не имели. В итоге, советская наградная система к 1945 г. стала сильно походить на царскую. Только вместо святых Владимира, Анны, Георгия с орденов на нас смотрят «новые святые» Ленин, Хмельницкий, Суворов и др.
Со званиями в Красной Армии произошла та же история - они были постепенно возвращены, хотя и не повторяли царскую систему. В Красной Армии в 1918 г. рядовой состав назывался красноармейцами, а командиры назывались по должности без званий, например, «начдив» (начальник дивизии), «кобриг» (командир бригады), офицеры при этом назывались «краскомами», т. е. красными командирами. Однако такая система оказалась неудобной, поэтому в 1924 г. вводится расширенный ассортимент «должностей-званий» (категорий), появились, например, к командиру дивизии помощники командира дивизии и т. д. Однако и эта система оказалась неудобной, поэтому в 1935 г. в вооруженных силах были введены наконец звания, которые представляли смесь между собой «царских» званий типа капитана, майора, полковника и званий, перешедших из должностей - «комдив», «комкор». Тогда же было введено звание «маршал», которые присваивалось персонально особо отличившимся лицам. Интересно, что в Российской империи звания «маршал» не было (было несколько измененное «фельдмаршал»), было оно отменено и в годы Великой Французской революции.
Так или иначе, в августе 1937 г. добавились звания младшего лейтенанта, а в июле 1940 г. подполковника, а в 1940 г. появились звания генерала и адмирала. 6 января 1943 г. были введены погоны, правда они не совпадали по звездочкам и званиям царским погонам. К 1945 г. система званий в Красной Армии стала очень походить на «царскую» (или общемировую), а все звания-должности исчезли. Форма стала полевой и парадной - было чем покрасоваться перед союзниками. Для Сталина было введено звание «генералиссимуса».
В итоге, система «царских» званий, наград, а также военной формы в несколько измененном виде была принята в Красной Армии, что соответствовало общеевропейским армиям. Причем введения были постепенными по мере нужды и это говорит только о том, что такая система была «выстрадана» нуждой. Красная Армия образца 1945 г. ничем не походила на Красную Гвардию 1917 г., а скорее на армию Российской Империи.
#ссср
#красная армия
#гражданская война
#история
#политика