Лидия закончила приготовление обеда и устало опустилась на табурет. В голове крутились мысли о домашних делах – покормить кур и поросенка, собрать малину… Стоял июль, самые жаркие дни. Дети с самого утра трудились в огороде, пропалывая грядки и перед обедом Лидия отпустила их на речку. В комнату вошла старшая дочь.
- Ирочка, ты уже накупалась? А Любаша с кем?
- Мама, я замуж выхожу, - будничным тоном сказала Ира, глядя сквозь мать.
- Как это замуж? - растерялась Лидия. – Когда, за кого?
- За Сережу Ковалева.
- Ирочка! Ты что такое говоришь, - до Лидии дошел смысл слов дочери. – Какой тебе замуж? Тебе ж шестнадцать лет всего! Ты только девятый класс окончила! Тебе в школу еще ходить!
По поводу школы у матери с дочерью согласия не было. Ира хотела уйти после девятого класса, поехать в райцентр и поступить в колледж. Мать же боялась отпускать девочку во взрослую жизнь в столь юном возрасте. Тем более, что Степан, узнав о планах дочери сказал:
- Ну и хорошо, пусть едет. Одним ртом меньше. Только учти, помогать ей не будем. Раз взрослая, пусть ищет работу, да сама себя и обеспечивает!
Как дочь сможет совмещать работу и учебу, Лидия не представляла. И рассчитывала, что за два года учебы в школе сможет скопить хоть немного денег, чтоб потом помогать Ире. И вот, пожалуйста, та сама все решила…
- Нет, мама! Ни в какую школу я ходить больше не буду. Я уж и документы в колледж подала. И меня приняли. Буду учительницей младших классов. А жить с Сережей будем там же, в райцентре. Он на работу устроился, квартиру снял.
- Ира! Да что ж ты говоришь-то такое? Он же на 10 лет тебя старше! А бабник какой! Ни одной юбки в нашей деревне не пропустил! Разве такой муж тебе нужен?
- Нет, мама, - горько усмехнулась Ира. – Мне нужен, наверное, такой как у тебя. Чтоб каждый день в петлю лезть хотелось от безысходности.
- Нельзя так говорить об отце… - начала было Лидия.
- Отце?! – резко перебила Ира. – О каком отце? Который дочку лапать не стесняется? Рассчитывает на феодальное право первой ночи? Мама, глаза раскрой! Ты вообще ничего не замечаешь, да? Он же зверь! Ничего в нем человеческого не осталось. Я не хочу ждать, пока меня родной отец изнасилует. А Сережа меня защитит! У него отец, сама знаешь, первый богач на всю деревню! Если надо, наймет парней, чтоб папочку на пушечный выстрел не подпускали! – Ира уже кричала.
- Так ты что же, на деньги их польстилась? – оторопело спросила Лидия.
- Нет, мамочка, не на деньги. Я на спокойную жизнь польстилась! Чтоб никто не бил, не обзывал! Чтоб по ночам на мороз в одном халате не выгоняли! Чтоб не пахать с утра до ночи в огороде, в лесу, не имея при этом возможности даже купить себе самое необходимое! Он хоть раз поздравил меня с днем рождения? Он вообще помнит, когда этот день? Я уже молчу про подарки. Я могла хоть раз позвать к себе в гости друзей? И сама никогда ни к кому не ходила, потому что надо ходить за грибами, полоть грядки, управлять хозяйство, убирать дом, учить уроки! Жить когда мне?
Лидия потерянно молчала, не зная, что ответить дочери. Каждое слово хлестало как плеть, било в цель, оставляя на сердце кровавые раны. Это она, она виновата в том, что у дочери не было нормального детства, что девочка готова выйти за первого встречного, лишь бы покинуть отчий дом. Не смогла защитить, не смогла отстоять детей. Женщина закрыла лицо руками и зарыдала в голос.
- Мамочка, ты чего? – испугалась Ира. Она подбежала к матери, обняла ее, гладя по волосам. – Прости меня, мамочка. Ну не расстраивайся ты так. Ничего же страшного не случилось. Я жива, здорова и собираюсь выйти замуж. Учиться буду. Все у меня будет хорошо.
- Так его ж посадят… Тебе ж шестнадцать всего… - сквозь слезы проговорила Лида.
- Так мы потом поженимся, как восемнадцать исполнится. А пока так поживем. Ты ведь не будешь препятствовать, правда?
- Да как же можно без свадьбы-то?
- Ой, мама! Мы в каком веке живем? Сейчас штамп в паспорте не имеет никакого значения. Полстраны так живет и ничего.
- Ох, Ирочка… Не нравится мне все это, но запрещать тебе не могу. Права ты. Во всем права. Только отцу не говори ничего пока. А то ведь мало ли что. А если он к тебе еще полезет… Ну ты сама понимаешь… Ты мне скажи, хорошо? Я этого не позволю. Обещаю тебе.
- Да я, мамочка, хотела сегодня уже к Сереже переехать… Он меня ждет за углом, на машине.
Ира достала большую хозяйственную сумку и начала собирать немногочисленные вещи.
- Как сегодня? – растерялась Лидия. – Прямо сегодня? А как же ты…
- Да все хорошо будет, не переживай. Я в гости приходить буду. И ты ко мне приезжай. Я тебя люблю, мама. Пока.
Девушка порывисто обняла мать, поцеловал в обе щеки и не оглядываясь вышла из дома.
Друзья, с нетерпением жду ваши комментарии. Они для меня очень важны. Ведь именно из ваших откликов я узнаю, интересны вам мои рассказы или нет. И черпаю вдохновение для продолжения. Буду благодарна за поддержку в виде лайка и подписки. Всем желаю хорошего настроения.