Найти в Дзене

Проблемы современного японского общества начинаются уже со школы: что с ней не так? (разбор по аниме)

Оглавление

Попав в японское общество изнутри очень многие моменты вызвали недоумение и недопонимание. Оно такое сложное, иерархичное, строгое и во многом непонятное для иностранца.

Так совпало, что в аниме "Звучи, Эуфониум!" как раз затронули некоторые проблемы, которые я заметила и в коллективе, где работала, поэтому сегодня хотелось бы разобрать некоторые моменты, опираясь на это аниме и личный опыт.

Если Вы первый раз в моем блоге, то давайте знакомиться - я Усаги, живу в Японии и рассказываю про эту замечательную страну 🎌

автор статьи
автор статьи

1. Иерархия общества

Думаю, многие слышали, что в Японии общество иерархичное, но что это значит и как проявляется?

В аниме рассматривается ситуация, когда проходит отбор для участия в конкурсе школьных оркестров. Казалось бы, очевидно, что для конкурса должны выбирать самых умелых и талантливых, но все не так просто!

Скрин из аниме
Скрин из аниме

На сольную партию претендовали 2 девушки, одна из выпускного класса, вторая - на класс младше. Та, что младше, играет лучше, но для той, что старше, принять участие в таком конкурсе - последний шанс, ведь на следующий год она уже закончит школу.

Думаю, на западе не раздумывая выбрали бы ту, что играет лучше, но в японской школе на эту тему возник настоящий конфликт, поскольку старших надо пропускать вперёд, уступать...

И такое в Японии творится не только в школе.

Скрин из аниме
Скрин из аниме

Аналогичная ситуация повторяется в фильме 2019 года, когда девочка из 1 класса старшей школы (9 класс по российским меркам) нарочно плохо играет на отборочном конкурсе, поскольку боится, что если ее выберут вместо девочки из выпускного класса, то окружающие ее возненавидят.

Получается, что возраст и положение важнее таланта?

Скрин из аниме
Скрин из аниме

В Японии действительно у всего есть свое понятие времени и места, все должно идти по общепринятому порядку.

В фирме, где я работала, тоже была ситуация, которая вызвала у меня недоумение.

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Дело было в очень дорогом элитном ресторане, где был заведующий, менеджер и 2 младших помощника. Один из них, назовем его А-сан, 28 лет, 7 лет работал внутри корпорации - сначала в отеле 6 лет, а затем его перевели в ресторан.

Второй сотрудник, назовем его В-сан, 24 года, в корпорацию пришел сразу в этот ресторан, работает тут 3 года.

Так как ресторан очень дорогой, то относятся к каждой мелкой детали весьма придирчиво, и до повышения по статусу требуется отработать несколько лет.

Так получилось, что, как раз на тот период, что я проходила там практику, встал вопрос о повышении, подготовке кого-то одного из двоих как будущего менеджера.

Кого же выбрать?

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

А-сан, в целом, делает все по правилам, все, как надо - приходит заранее на работу (на полчаса и больше), выполняет все требования. Несмотря на то, что на фирме он служит в общей сложности 7 лет, в ресторане он проработал всего год, и это даёт о себе знать.

В-сан, хотя и имеет меньший опыт работы в целом, работает в этом конкретном ресторане уже три года, по характеру перфекционист и старается сделать все идеально. Он очень увлечен своей работой и видно, что он занимается тем, что ему по душе - даже в обеденный перерыв он занимался, читал книги про разновидности сыра и вин.

Скажу честно, всем было очевидно, что В-сан справляется лучше, чем А-сан. Но на повышение пошел именно А-сан.

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Когда я спросила у начальства, почему первым выбрали не В-сана, мне ответили: "А-сан работает на фирме дольше. Первым на повышение должен пойти он". Хотя сам заведующий признавал, что В-сан справляется лучше.

Думаю, это одна из весьма сложных особенностей японского общества - кто-то тебя выше, кто-то ниже, ты всегда внутри лестницы, где через ступеньку не перепрыгнуть.

Тот, кто пришел хотя бы на год раньше - уже всегда выше тебя по статусу, ты должен его уважать и подчиняться. Он твой семпай.

Думаю, аниме "Звучи, Эуфониум" хорошо иллюстрирует то, что такая проблема зарождается уже в школе, где тому, кто всего лишь на класс старше, уже принято относиться с уважением. Это ощущается даже в общении - младший должен разговаривать в вежливой форме, в то время как тот, кто старше может использовать разговорную речь.

Терпи, жди своей очереди, уступай.

Скрин из аниме
Скрин из аниме

2. Переработки

Вторая ситуация, о которой мне бы хотелось поговорить - это переработки. Кто бы мог подумать, что эта проблема зарождается уже в школе!

Скрин из аниме
Скрин из аниме

В аниме "Звучи, Эуфониум!" 2019 года есть пример противопоставления двух девушек-одногодок: Саттян, которая не особо хорошо умеет играть на инструменте и постоянно остаётся сверхурочно, и Мирей, которая быстро схватывает материал, хорошо играет и не любит оставаться после официального окончания занятий в клубе.

Скрин из аниме
Скрин из аниме

Саттян тут же завела много друзей, потому что выглядела очень трудолюбивой и общительной девочкой, оставалась после занятий с другими, а Мирей была замкнутой, не оставалась сверхурочно и ей казалось, что ее за это все недолюбливают, хотя играла на инструменте она хорошо.

Скрин из аниме
Скрин из аниме

В Японии переработки - дело обычное, и почти никто не уходит домой с работы вовремя. Даже те, у кого переработок почти нет, обычно задерживаются хотя бы на 15-30 минут, просто потому, что уйти в 18.00 - это дурной тон.

В некоторых фирмах бывают и ситуации, когда сотрудники не могут уйти домой раньше начальника - пока он сидит, все сидят. Или просто сидят лишнее, работают, чтобы окружающие поняли, что человек старается.

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

В России несколько распространено мнение, что японцы нарочно сидят после работы, потому что им за это платят - ничего не делают, новости читают, общаются и делают вид, что работают.

Вероятно, такие случаи действительно бывают, но в чаще всего это не так - переработки оплачивают далеко не всем, а ещё японцы (в большинстве своем) перфекционисты, стараются сделать больше и лучше, даже если не укладываются в 8-ми часовой рабочий день. Что-то вроде: "это моя работа, моя ответственность, пока не сделаю - домой не пойду".

Японские переработки порой доходят до крайностей, когда человек просто даже остаётся спать на работе (у меня есть реальные знакомые с таким опытом), и в особо тяжёлых случаях доходит до 過労死 (karoshi) - смерть от переработки.

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Сейчас японское правительство пытается бороться с этой ситуацией, принуждают фирмы соблюдать 8-ми часовой рабочий день, 2 выходных в неделю. Но если большие фирмы это действительно соблюдают, то в маленьких фирмах до сих пор царит хаос относительно соотношения труда и отдыха.

Скрин из аниме
Скрин из аниме

Таким образом мы видим, что уже со школы детей приучают много работать: чем больше, тем лучше. Оставаться сверхурочно - это хорошо и похвально.

Дети привыкают к такому укладу жизни и переносят его и во взрослую жизнь.

А иерархия - это то, что не нравится даже многим японцам, но мало кто может на это как-то повлиять - эта закостенелая система не изменится в ближайшее время, и лишь только прогрессивные фирмы, которые могут реально оценить ситуацию, будут давать шанс не только "в порядке очереди", но и в порядке прощения стараний и усилий.

Скрин из аниме
Скрин из аниме

В аниме, кстати, "победила правда" - были выбраны именно талантливые девочки, по принципу их способностей, а не по принципу их старшинства и наличия/отсутствия сверхурочных занятий.

Японское общество, увы, не идеально, и порой тут встречаются моменты, которые действительно сложно понять и принять.

Если Вы смотрели аниме "Звучи, Эуфониум!", то какие мысли и эмоции оно у Вас вызвало?

Спасибо, что дочитали статью до конца!

Возможно, Вас также заинтересует: