В КНР в этом году завершается очередной крупный инфраструктурный проект с приставкой «самый». На востоке страны, примерно в 100 км от Шанхая, под пресноводным озером Тайху строится очередной тоннель, который станет №1 по протяженности (10,79 км) среди аналогичных подводных сооружений Поднебесной, а на время — и самым широким в мире (43,6 м).
По последнему показателю выше упомянутый объект через три года на 2,4 м превзойдет другая китайская конструкция — по дну Дельты Жемчужной реки на трассе Шэньчжэнь – Чжуншань пройдет восьмиполосная автодорога длиной 7 км, которую строят в составе мостового перехода с декабря 2016 года.
Тоннель под озером Тайху и очередные достижения китайских инженеров
Подготовительные работы на участке начались в 2017 году, а 9 января 2018-го приступили непосредственно к строительству основного сооружения. В общей сложности на объекте задействовали порядка 1,6 тыс. человек и 200 единиц техники.
В ходе реализации применили несколько передовых технологий, часть из которых была разработана специально под этот проект, включая метод обработки бетона и контроля по его заливки при помощи специальной системы на основе искусственного интеллекта. А сконструированная тележка для опалубки получила в Германии международный патент.
Как отмечается в китайской прессе, подрядчик, учитывая пожелания экологов, сделал все возможное для защиты водоема. В частности, используемая спецтехника работает на экологически чистых видах топлива. А при строительстве самого тоннеля, уходящего на глубину до 20 м, применяли так называемые коффердамы — временные водонепроницаемые конструкции. Их установка — сложный, длительный и дорогостоящий процесс. Но этот метод позволил максимально защитить озеро от внешних воздействий.
Из-за эпидемиологической обстановки в начале 2020-го работы на время пришлось остановить, но серьезных отставаний от графика не произошло. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на декабрь текущего года. На создание тоннеля потрачено более $770 млн. На строительство всей 44-километровой трассы, частью которой и является подводное шоссе — $2,4 млрд. На этой шестиполосной магистрали автомобили смогут развивать скорость до 100 км/ч. Проезд будет платным — 50 юаней (около $8).
Новая дорога по дну озера позволит сократить расстояние между городами на юге провинции Цзянсу, в первую очередь — Сучжоу, Уси и Чанчжоу; станет важным элементом транспортного коридора «Нанкин – Шанхай» и в целом положительно повлияет на дальнейшее экономическое развитие региона. В этих местах находятся современные медицинские центры, и наличие новой инфраструктуры, как отмечается, сделает их посещение более удобным. Рассчитывают власти и на увеличение турпотока в провинции.
Согласно официальным данным, на конец 2020 года в Китае насчитывалось 21 316 автодорожных тоннелей суммарной протяженностью почти 22 тыс. км, из которых 1,4 тыс. км приходится на сверхдлинные объекты (от 3 км), 6,2 тыс. км на длинные (от 1 до 3 км), 5,5 тыс. на средние (от 250 м до 1 км); остальное — на сооружения от нескольких метров до четверти километра. Большая часть проектов была реализована за последние два десятилетия. Например, в 2010 году число тоннелей в стране составляло 7 384 (5,1 тыс. км); а в 1993-м — 682 (135,5 км).