Два реальных случая, обида Микаэла Таривердиева, роль по расписке – эти и другие любопытные факты о фильме "Вокзал для двоих" (1982), который Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский отнесли к жанру "смешных невеселых историй".
Факт 1. Историю пианиста Платона Рябинина создатели фильма взяли из жизни композитора Микаэла Таривердиева. 9 мая 1967 года он и Людмила Максакова ехали на машине по Ленинградскому проспекту. За рулем была актриса (существуют и другие версии произошедшего), которая сбила выбежавшего на дорогу мужчину. Влюбленный в Максакову композитор взял вину на себя, выдержал следствие и судебные заседания, растянувшиеся на два года. Микаэл разочаровался, когда любимая не пришла на решающее слушание. Он прекратил с ней отношения, хотя срок отсиживать не пришлось – зачли годы следствия. Вера Гориславовна, супруга Таривердиева, рассказывала, что премьера "Вокзала для двоих" была шоком. Композитору казалось, что все в зале поняли, о ком идет речь в фильме. Обида на Рязанова была огромной.
Факт 2. Вторая история, положенная в основу фильма, произошла с поэтом Ярославом Смеляковым. В 1951 году он был осужден по доносу, отправлен в Минеральный лагерь, расположенный на Крайнем Севере в Инте. Драматурги Валерий Фрид и Юлий Дунский, которые отбыли срок и вышли на поселение, всячески поддерживали поэта. В 1953 году начальство разрешило Смелякову сходить к друзям на угощение, но поставило условие – вернуться к утренней поверке. Утром все трое проспали и бежали к лагерю, поддерживая Смелякова из последних сил.
Факт 3. Людмила Гурченко могла не сыграть официантку Веру. После главной роли в "Карнавальной ночи" (1956) актриса появилась лишь в эпизоде рязановской комедии "Человек ниоткуда" (1961). Эльдар Александрович не принял манеру Гурченко и не включил ее в состав "своих актеров". Однако в конце 1980 года случай свел режиссера и его супругу с Людмилой Марковной на вечере в Доме кино. Они замечательно пообщались, а позже оказались вместе на отдыхе в Пицунде. Рязанов открыл для себя исполнительницу как личность. Сомнений, что она справится с ролью Веры, у него не было. Гурченко отлично подходила под героиню. "Ее происхождение, социальное окружение детства, доскональное знание провинциальной жизни, умение показать окраинную интонацию оказались неоценимы", – считал Рязанов.
Факт 4. Олег Басилашвили, исполнитель роли Платона Рябинина, наоборот, был из "рязановской обоймы" актеров. Ему два раза пришлось сыграть негодяев – в фильмах "Служебный роман" (1977) и "О бедном гусаре замолвите слово" (1980). После роли графа Мерзляева режиссер дал шутливую расписку актеру, что будет снимать его в каждой последующей картине. Когда был задуман "Вокзал для двоих", Рязанов случайно встретил Олега Валериановича в коридорах "Мосфильма" и поделился планами. В ответ актер напомнил про расписку. Эльдар Александрович позже признался, что других кандидатур на главного героя и так не было. В любом случае Басилашвили получил положительную роль, о которой давно мечтал.
Факт 5. Чтобы проникнуться переживаниями Рябинина о грозящем заключении, Олегу Басилашвили пришлось почти месяц прожить в реальной исправительно-трудовой колонии для несовершеннолетних в городе Икша (Московская область). Сцены, когда Рябинин представляет себя осужденным, снимались не в павильонах, а в той самой колонии.
Факт 6. Город Заступинск – вымышленный населенный пункт. Его "собрали" из разных мест. Основные сцены снимали на Витебском вокзале Ленинграда и Рижском вокзале в Москве. Эпизоды на перроне и мосту (прощание героев) – на станции "Лосиноостровская" Ярославского направления МЖД (там же режиссер снимал "Служебный роман"). Здание вокзала Заступинска "нашли" в Москве, а улочки города в Ленинграде.
Друзья, а какие еще факты о фильме известны вам? Пишите в комментариях, нам интересно. И смотрите "Вокзал для двоих" на телеканале "Мосфильм. Золотая коллекция"!
Читайте и другие статьи о советском кино и актерах:
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.
#фильм #фильм на вечер #советское кино #эльдар рязанов #факты о фильме