«Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21).
«Крещение не обязательно для спасения, ибо наши церкви полностью отвергают догмат о “духовном возрождении при крещении”; но оно обязательно для послушания, поскольку его заповедал Христос. Оно также обязательно для публичного исповедания Христа перед миром и для членства в церкви, которая есть Его тело. И ни один, кто истинно любит своего Господа, не станет отвергать эти акты послушания и знаки любви».
Так говорит одно известное баптистское руководство. Давайте проанализируем каждую фразу этого высказывания.
(1) “Крещение не обязательно для спасения”. Все наши знания о том, что обязательно, а что не обязательно для спасения, мы должны черпать в Божьем Слове, ибо только через это откровение мы можем узнать Божьи мысли. Его мнение по этому вопросу является единственным, какое мы должны знать и какое достойно того, чтобы мы его знали.
«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2:12, 13).
Божье Слово открыли нам вдохновенные мужи первого века; мы узнаем Его волю, читая Новый Завет (Ин. 17:8, 20; 20:31; Еф. 3:4). Все, сказанное в нем, существенно важно. Что говорит Слово о крещении?
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).
В этом отрывке упомянуты, по крайней мере, две вещи, необходимые для спасения (они идут вначале), только одна вещь, необходимая для осуждения. Для осуждения человека достаточно отсутствия у него веры. В Деян. 2:37, 38 люди спросили апостолов, что им делать. И получили такой ответ: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа”. Савлу было сказано: “Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса” (Деян. 22:16).
(2) “Наши церкви полностью отвергают догмат о «духовном возрождении при крещении»”. Христиане должны отвергать идею “духовного возрождения при крещении”, если под этим автор подразумевает, что сам акт крещения имеет некую волшебную силу, которая совершает духовное перерождение человека. Крещение - это акт веры, часть послушания в вере. Без веры и покаяния оно бессмысленно, но это не значит, что оно не нужно для спасения. Чтобы стены Иерихона “верою пали” (Евр. 11:30), иудеи должны были ходить вокруг его стен, однако мы не говорим, что стены пали потому, что иудеи ходили вокруг них. Божье повеление было: если Его народ верит Ему и воплощает эту веру в заповеданные Им акты послушания, то Его силой стены падут. Так и прощение Бог дает тем, кто выполняет определенные условия. Мы так же несомненно оправданы верой, как и стены “верою пали... по семидневном обхождении”.
(3) “Оно обязательно для послушания”. Довольно странное высказывание. Как может что-то быть “обязательно для послушания”, но “не обязательно для спасения”? Из этого следовало бы, что повиновение не обязательно для спасения! Конечно же, послушание необходимо. “Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного” (Евр. 5:8, 9). Процитированное руководство признает, что крещение заповедано Христом. Петр учил, что мы должны быть послушны истине (1 Пет. 1:21-25).
(4) “Его заповедал Христос”. Крещение - это Господня заповедь; значит, это повеление с небес. Первосвященники, книжники и старейшины однажды спросили Иисуса о Его власти и источнике Иоаннова крещения (Мк. 11:28-33). Мы знаем, что Иоанново крещение было с небес и что они должны были его принять. Отвергнув его, они “отвергли волю Божию о себе” (Лк. 7:30).
Конечно, если провести различие между этими двумя повелениями, то следует сказать, что гораздо опасней было отвергнуть повеление Иисуса, нежели Иоанна. Поскольку оба эти повеления были с небес, то слышавшие проповедь Иоанна были обязаны принять его крещение, а мы, услышавшие евангелие, обязаны принять крещение, заповеданное Божьим Сыном.
(5) “Оно также обязательно для публичного исповедания Христа перед миром”. Если крещение обязательно для публичного исповедания Христа перед миром, значит, оно обязательно для исповедания Им нас перед Отцом. “Впрочем и из начальников многие уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги; ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию” (Ин. 12:42, 43). Иисус сказал: “Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным” (Мф. 10:32).
(6) “Оно также обязательно... для членства в церкви, которая есть Его тело”. Согласно процитированному руководству, крещение обязательно для членства в церкви, но не для спасения. Если оно необходимо для членства в церкви, но не для спасения, выходит, что человек спасается, не будучи членом этой церкви. Что это, признание того, что конфессиональная церковь не является обязательным учреждением? Иисус молился о единстве и осуждал разделение (Ин. 17:20, 21; 1 Кор. 1:10-13). Так как же мы допускаем, что необязательное учреждение стоит на пути единства верующих, за которое молился Иисус! Неисчислимые множества членов различных конфессиональных групп не хотят оставить свои необязательные учреждения, чтобы быть просто христианами и таким образом способствовать ответу на Господню молитву о единстве. Почему бы им не оставить их, раз они не обязательны?
Библия учит, что Господь приобрел церковь Своей кровью (Деян. 20:28; см. 1 Пет. 1:18-21). Христиане искуплены Христовой драгоценной кровью, и Его же кровью приобретена церковь. Таким образом, церковь состоит из искупленных - тех, кто во Христе. То, что спасает нас, делает нас членами Его тела. Церковь есть тело Христово (Еф. 1:22, 23; Кол. 1:18). Кто в церкви, тот во Христе, ибо церковь - Его тело, и Он есть Спаситель тела (Еф. 5:23). Тем, кто в Нем живет по Духу, нет осуждения (Рим. 8:1); но тот факт, что мир нуждается в спасении, является доказательством того, что мир осужден (Ин. 3:17, 18). Павел сказал: “В [Иисусе] мы имеем искупление Кровию Его...” (Еф. 1:7). Одно тело, упомянутое в Еф. 4:4, есть церковь, тело Христово. (См. также Еф. 1:22, 23; 2:15, 16, 19, 20; 5:23). Если в Нем искупление и в Нем примирение, тогда эти благословения можно найти и в Его теле. Руководство, о котором идет речь, признает, что церковь является Его телом. Спасенные находятся в церкви, потому что церковь составлена из искупленных, а искупленные - это те, кто спасен Его кровью. Еф. 1:7 показывает, что спасение в Нем, а не вне Его.
(7) “Ни один, кто истинно любит своего Господа, не станет отвергать эти акты послушания и знаки любви”. Поскольку ни один, кто истинно любит Господа, не станет отвергать крещение как акт послушания, то отсюда отвергающий его не является тем, кто истинно любит Иисуса Христа. Если мы любим Его, то будем исполнять Его заповеди (Ин. 14:15).
Бесспорно, крещение - это одна из Его заповедей. Как же тогда можно говорить, что крещение необязательно? Представляется, что утверждения, которые мы рассмотрели из конфессионального руководства, почти делают крещение обязательным, и при этом оно ясно заявляет, что крещение не обязательно для спасения. Это происходит - по крайней мере, отчасти - вследствие неправильного понимания сущности веры и сущности церкви.
Если бы только верующие во Христа поняли, что искупленные Его кровью суть приобретенная кровью церковь, они бы увидели, что церковь - это приобретенные кровью люди. И тогда они бы знали, что спасенные, приобретенные кровью люди составляют церковь. Если бы они понимали оправдание верой, они бы понимали, что оправдание верой включает в себя акты послушания в вере и что эти акты никоим образом не аннулируют оправдание верой, а являются частью его.