Найти в Дзене

Прерафаэлитское искусство в Викторианскую эпоху

Братство прерафаэлитов, основанное в 1848 году выпускниками Королевской Академии художеств – группа художников, выступавших против надоевших академических традиций английской живописи. Студенты Академии Данте Габриэль Россетти (1828-1882), Джон Эверетт Милле (1829-18960 и Уильям Холмант Хант (1827-1910) считали, что английское искусство остановилось в своем развитии, не предлагая обществу ничего нового. Оно неживое, чопорное, скучное и мало приятное. Это не искусство, а бездумное подражание классическим образцам; никакой искренности и уникальности. Поэтому Россетти, Милле и Хант решили, что традиции академизма необходимо разрушать и создавать что-то новое и неповторимое, отвечающее запросам публики. Викторианская эпоха и интерес к средневековью Жизнь Англии в Викторианскую эпоху (1837-1910) стремительно меняется. Промышленный переворот (1760-1850), урбанизация, внимание к городскому развитию, изменения в социальных группах – вот как жила Англия в середине XIX века. Возникает «викториа
Оглавление

Братство прерафаэлитов, основанное в 1848 году выпускниками Королевской Академии художеств – группа художников, выступавших против надоевших академических традиций английской живописи. Студенты Академии Данте Габриэль Россетти (1828-1882), Джон Эверетт Милле (1829-18960 и Уильям Холмант Хант (1827-1910) считали, что английское искусство остановилось в своем развитии, не предлагая обществу ничего нового. Оно неживое, чопорное, скучное и мало приятное. Это не искусство, а бездумное подражание классическим образцам; никакой искренности и уникальности.

Поэтому Россетти, Милле и Хант решили, что традиции академизма необходимо разрушать и создавать что-то новое и неповторимое, отвечающее запросам публики.

Викторианская эпоха и интерес к средневековью

Жизнь Англии в Викторианскую эпоху (1837-1910) стремительно меняется. Промышленный переворот (1760-1850), урбанизация, внимание к городскому развитию, изменения в социальных группах – вот как жила Англия в середине XIX века. Возникает «викторианский миф» – определенный образ жизни, развитие образов истинного английского джентльмена и английской леди.

И в этом круговороте изменений, в создании новых технологий, в перестройке общества, человек Викторианской эпохи начинает ощущает себя немного оторванным от прошлого и от спокойной, уединенной и размеренной жизни.

Начинается массовое переселение в города. Строятся заводы, фабрики, мануфактуры – казалось бы, новая жизнь, новые возможности! Но жить стало совершенно невозможно: везде грязно, удушливый запах, перенаселение, отсутствие своего тихого уютного места, в котором можно было ненадолго приглушить звуки развивающегося города.

1840 год, Манчестер
1840 год, Манчестер
-2

И именно эпоха Средневековья как время стабильности, порядка и, главное, какого-то уединения и уюта, стала восприниматься как ориентир движения, то, к чему надо стремиться. Мечты о своем небольшом загородном домике с садиком и заборчиком, который бы помог ненадолго спрятаться от всего мира, развивал интерес к Средневековой культуре, к её быту и повседневности.

Плюс распространение Артуровской легенды как идеала рыцарства. Отсюда – представления о леди и джентльмене.

В общем, Средневековье интересовало всех. И прерафаэлиты как никто другой почувствовали этот возросший интерес к прошлому и «до рафаэлевскому». И начали творить.

Кто такие прерафаэлиты и что они хотели

«Братство прерафаэлитов»

И вот, три студента-выпускника Королевской Академии художеств понимают, что у них схожие взгляды на развитие живописи, кардинально отличающиеся от господствующих вкусов и предпочтений. Так, первоначально не сочиняя манифесты и не провозглашая новый вектор движения, художники объединяются для общей цели: преобразовать искусство скучной и однообразной Англии.

Данте Габриэль Россетти (1828-1882) – сын профессора итальянского языка, который дал ему второе имя «Данте» в честь сами понимаете кого. Кроме живописи, Россетти увлекался литературой и публиковал стихи.

Уильям Холман Хант. Портрет Данте Россетти в возрасте 22 лет
Уильям Холман Хант. Портрет Данте Россетти в возрасте 22 лет

Уильям Холман Хант (1827-1910) – родился в богатой семье управляющего складом; его имя было ошибочно написана как «Хобман» после его крещения, но Уильям не растерялся и вернул себе правильное имя. Хант до конца своих дней оставался верен прерафаэлитским идеалам, в то время как другие художники рано или поздно меняли свой стиль.

Автопортрет, 1867
Автопортрет, 1867

Джон Эверетт Милле (1829-1896) – гениальный художник, в возрасте одиннадцати лет поступивший в Королевскую Академию художеств. Ни прежде, ни после Милле не было настолько молодых студентов. Его мать, интересовавшаяся искусством, всячески способствовала интересам Милле и поощряла любые его начинания.

Автопортрет, 1881
Автопортрет, 1881

Позднее к ним присоединились Джеймс Коллинсон (1825-1881), Фредерик Джордж Стивенс (1827-1907), Уильям Майкл Россетти (1829-1919), Томас Вулнер (1825-1902). Интересно, что это было братство не только художников: Томас Вулнер был скульптором, Фредерик Стивенс позднее стал критиком, Уильям Россетти тоже станет критиком, а Данте Россетти был еще и поэтом. Это не случайность: концепция синтеза многих сфер культуры и искусства воплощалась в творчестве прерафаэлитов.

Например, в театре и искусстве. Практически каждая работа прерафаэлитов – необыкновенное и красочное театральное выступление с талантливыми актерами, великолепными нарядами и детальной передачей обстановки, как в театральных декорациях. Это все очень и очень красиво:

Джон Эверетт  Милле «Гугенот в день святого Варфоломея», 1852
Джон Эверетт Милле «Гугенот в день святого Варфоломея», 1852
Джон Эверетт Милле. «Мир заключен», 1856
Джон Эверетт Милле. «Мир заключен», 1856
Данте Россетти. «Сон Данте в момент смерти Беатриче», 1871. Поздняя работа Россетти, но посмотрите, какие лица и позы, какая красота в окружении! Как будто разыгрывается театральное представление
Данте Россетти. «Сон Данте в момент смерти Беатриче», 1871. Поздняя работа Россетти, но посмотрите, какие лица и позы, какая красота в окружении! Как будто разыгрывается театральное представление

Или литература и книжные иллюстрации как синтез художественных произведений и изобразительного искусства:

Уильям Моррис. «Лес за пределами мира» Келмскотт пресс, 1894. Про Уильяма Морриса мы обязательно поговорим: он входил в так называемое второе братство прерафаэлитов
Уильям Моррис. «Лес за пределами мира» Келмскотт пресс, 1894. Про Уильяма Морриса мы обязательно поговорим: он входил в так называемое второе братство прерафаэлитов
Иллюстрация Данте Россетти к обложке романа его сестры Кристины, 1862
Иллюстрация Данте Россетти к обложке романа его сестры Кристины, 1862

Фотография: Данте Россетти часто использовал постановочные фотографии для написания картин.

Последователи и сторонники прерафаэлитов часто создавали невероятной красоты витражи:

Эдвард Бёрн Джонс, 1872. Эдвард Бёрн Джонс - британский художник и дизайнер, связанный с движением прерафаэлитов
Эдвард Бёрн Джонс, 1872. Эдвард Бёрн Джонс - британский художник и дизайнер, связанный с движением прерафаэлитов
Витраж в комнате Уильяма Морриса
Витраж в комнате Уильяма Морриса

Ну и, конечно, поэзия, которой буквально дышит каждая картина. В общем, всего понемногу.

Что было важно для прерафаэлитов

Главное – они начали писать с натуры, не в мастерской, а на улице, чтобы максимально точно и правдиво изображать действительность. Люди на картинах – это не придуманные идеализированные персонажи, а обычные смертные со своими отличительными особенностями.

Уильям Хант. «Светоч мира», 1854. Хант нашел подходящую хижину и в течение нескольких недель ходил ночью и писал картину; ему хотелось передать лунный свет, тени и полутени.
Уильям Хант. «Светоч мира», 1854. Хант нашел подходящую хижину и в течение нескольких недель ходил ночью и писал картину; ему хотелось передать лунный свет, тени и полутени.

Прерафаэлиты ориентировались на искусство до Рафаэля, но они не были ярыми противниками Рафаэля; скорее, они отрицали его последователей.

Прерафаэлиты восхищались художниками флорентийского раннего Возрождения – Фра Анджелико, Перуджино, Джованни Беллини. Надолго забытое искусство до Высокого Возрождения с Микеланджело, Да Винчи и Рафаэлем возрождается.

Главные принципы творчества художников изложены в декларации прерафаэлитов, составленной Уильямом Майклом Россетти. В ней говорилось о важности изучения природы, о необходимости каждый раз изображать уникальные сюжеты, о способности отойти от всего банального, роскошного и пустого ради чего-то простого, но искреннего и от этого ценного.

Творчество прерафаэлитов похоже на бегство от реального мира, при этом изображение максимально приближено к современности; вопрос в сюжете. Многие социальные проблемы Викторианской Англии – эмиграция, социальное неравенство, внебрачные связи, сироты и так далее – были отражены в картинах прерафаэлитов, особенно в творчестве художников второго этапа и их последователей.

Форд Мэдокс Браун. «Последний из Англии», 1850-е годы
Форд Мэдокс Браун. «Последний из Англии», 1850-е годы

Но несмотря на сложные сюжеты, это все равно оставался сказочный и фантастический мир, наполненный яркими красками и чарующей красотой.

Первая выставка работ прерафаэлитов прошла в 1849 году в Королевской Академии. Это были картины Джона Милле и Уильяма Ханта.

Джон Эверетт Милле. «Изабелла», 1848-1849. Эпизод из «Декамерона» Боккаччо. Немного угловатые фигуры и проблемы с перспективой – влияние средневекового искусства. И символы: разрезанный красный апельсин – символ обезглавленного человека (Изабелла отрезала голову Лоренцо. И посмотрите на ножку стула справа – буквы PRB – так подписывали прерафаэлиты свои работы (Pre-Raphaelite Brotherhood).
Джон Эверетт Милле. «Изабелла», 1848-1849. Эпизод из «Декамерона» Боккаччо. Немного угловатые фигуры и проблемы с перспективой – влияние средневекового искусства. И символы: разрезанный красный апельсин – символ обезглавленного человека (Изабелла отрезала голову Лоренцо. И посмотрите на ножку стула справа – буквы PRB – так подписывали прерафаэлиты свои работы (Pre-Raphaelite Brotherhood).
Уильям Хант. «Риенци» или «Риенци клянется добиться справедливости за смерть своего младшего брата, убитого в стычке между фракциями Колонна и Орсини», 1849
Уильям Хант. «Риенци» или «Риенци клянется добиться справедливости за смерть своего младшего брата, убитого в стычке между фракциями Колонна и Орсини», 1849

А Данте Россетти выставил свою первую картину на бесплатной выставке в Гайд-Парке:

Данте Россетти. «Юность Девы Марии», 1848-1849.  Тут тоже можно найти буквы PRB
Данте Россетти. «Юность Девы Марии», 1848-1849. Тут тоже можно найти буквы PRB

Часто изображали библейские сюжеты. Правда, публика была в шоке от такого точного и реалистичного изображения святых историй.

Данте Россетти. «Благовещение», 1850.  Публике не очень понравилось, что Мария сидит в постели, ее ночная рубашка похожа на наряд новобрачной, а Гавриил без крыльев и в полупрозрачном одеянии. Да и вообще атмосфера тут как-то интимная, слишком неприличная.
Данте Россетти. «Благовещение», 1850. Публике не очень понравилось, что Мария сидит в постели, ее ночная рубашка похожа на наряд новобрачной, а Гавриил без крыльев и в полупрозрачном одеянии. Да и вообще атмосфера тут как-то интимная, слишком неприличная.
Джон Эверетт Милле. «Христос в родительском доме», 1849-1850
Джон Эверетт Милле. «Христос в родительском доме», 1849-1850

На 82-й ежегодной выставке Королевской академии художеств прерафаэлиты вновь представили свои работы. И если прошлая выставка прошла более-менее успешно, то в этот раз публика, увидев картину Милле «Христос в родительском доме» была оскорблена тем, как изображен Христос, в особенности, местом его пребывания: грязь, мусор на полу. Сама Мария некрасива (Чарльз Диккенс писал, что Мария похожа на алкоголичку), а Христос выглядит как очень нездоровый и неопрятный мальчик. В общем, шума было много.

Но прерафаэлиты продолжают творить, правда, в первоначальном своем составе совсем недолго.

Джон Эверетт Милле. «Мариана», 1851. Мариана - героиня пьесы Шекспира «Мера за меру».
Джон Эверетт Милле. «Мариана», 1851. Мариана - героиня пьесы Шекспира «Мера за меру».
Уильям Хант. «Клаудио и Изабелла», 1850
Уильям Хант. «Клаудио и Изабелла», 1850
Уильям Хант. «Пробуждающаяся совесть», 1853. Очень интересная и красочная картина. Во-первых, само исполнение: как тщательно и точно выписан интерьер, вплоть до ножек стула и стола, орнамента на ковре, обоев. Во-вторых, накидка девушки с ярким орнаментом, ее взгляд, движение рук. В-третьих, сам сюжет: при беглом просмотре кажется, что это муж и жена, но само название картины и символы (а прерафаэлиты очень любили изображать символы на картинах, таким образом рассказывая истории) указывают на то, что на картине - мужчина и женщина легкого поведения. Ну или они любовники. Обручального кольца нет, вокруг разбросанные вещи, кошка играет с пойманной птицей. Плюс сам интерьер, который мало похож на классический викторианский; скорее, это что-то новое и слишком кричащее своей пестротой.
Уильям Хант. «Пробуждающаяся совесть», 1853. Очень интересная и красочная картина. Во-первых, само исполнение: как тщательно и точно выписан интерьер, вплоть до ножек стула и стола, орнамента на ковре, обоев. Во-вторых, накидка девушки с ярким орнаментом, ее взгляд, движение рук. В-третьих, сам сюжет: при беглом просмотре кажется, что это муж и жена, но само название картины и символы (а прерафаэлиты очень любили изображать символы на картинах, таким образом рассказывая истории) указывают на то, что на картине - мужчина и женщина легкого поведения. Ну или они любовники. Обручального кольца нет, вокруг разбросанные вещи, кошка играет с пойманной птицей. Плюс сам интерьер, который мало похож на классический викторианский; скорее, это что-то новое и слишком кричащее своей пестротой.
Уильям Хант. «Валентин спасает Сильвию от Протея», 1851
Уильям Хант. «Валентин спасает Сильвию от Протея», 1851
Джон Эверетт Милле. «Возвращение голубя в ковчег», 1851
Джон Эверетт Милле. «Возвращение голубя в ковчег», 1851
Джон Эверетт Милле. «Приказ об освобождении 1746 года», 1852-1853.  Эта картина - начало перехода Милле от творчества прерафаэлитов к более академическому стилю.
Джон Эверетт Милле. «Приказ об освобождении 1746 года», 1852-1853. Эта картина - начало перехода Милле от творчества прерафаэлитов к более академическому стилю.

К 1853 году первое главное братство прерафаэлитов фактически распалось. Одна из причин – Милле становится членом Королевской Академии художеств. Россетти понимает, что кроме каких-то общих идей, у «братьев» нет ничего общего; кто-то уезжает, кто-то пересматривает свои взгляды на искусство, кто-то начинает искать себя в новых сюжетах. К тому же, Милле больше тяготел к реализму, а Россетти и Хант оставались верны средневековому искусству, символизму и эстетизму.

Уильям Хант. «Наемный пастырь», 1851 Публика была оскорблена краснолицыми персонажами, видя в том вульгарность и пошлость (как часто публика бывает оскорблена!). Однако Хант не преследовал цели изобразить что-то аморальное или неприемлемое: он хотел показать, как пустая болтовня церковников не помогает в удержании и учении своих «пастырей», которые из-за этого не очень охотно следуют своему пути.
Уильям Хант. «Наемный пастырь», 1851 Публика была оскорблена краснолицыми персонажами, видя в том вульгарность и пошлость (как часто публика бывает оскорблена!). Однако Хант не преследовал цели изобразить что-то аморальное или неприемлемое: он хотел показать, как пустая болтовня церковников не помогает в удержании и учении своих «пастырей», которые из-за этого не очень охотно следуют своему пути.
Уильям Хант. «Наши английские берега», 1852. Какой невероятной красоты цвета. Хант работал на пленэре, рисуя картину с разных ракурсов, а еле заметных бабочек нарисовал уже в студии.
Уильям Хант. «Наши английские берега», 1852. Какой невероятной красоты цвета. Хант работал на пленэре, рисуя картину с разных ракурсов, а еле заметных бабочек нарисовал уже в студии.

И вот, «Братство» уходит. Но не мода на них.

Джон Рёскин (писатель, художник и теоретик искусства), очарованный искусством молодых художников, пишет памфлет «Прерафаэлитизм» и несколько статей в «Таймс», тем самым защищая художников от нападок критиков и публики. Мировоззрение Рёскина во многом похоже на убеждения прерафаэлитов: Рёскин особо трепетно относился к природе, и такое детальное и точное изображение каждой травинки и каждого цветка вызывало в нем восторг и восхищение (Милле «Офелия»); отрицал академические традиции в живописи; интересовался средневековом искусством. Подобно художникам второго этапа прерафаэлитского движения, Рёскин отрицал механизацию ручного труда, урбанизацию и многие социальные изменения в обществе. Сюжеты, которые выбирали прерафаэлиты, их новаторский подход к изображению и созданию картин – все это было созвучно его представлению о настоящем искусстве.

Джон Эверетт Милле. «Офелия», 1851-1852. В Викторианскую эпоху возрос интерес к флориографии - коммуникации за счет использования и расположения цветов.  Каждый цветок себе в себе какое-то символическое значение. Тут мы видим огромное разнообразие цветов, которые Милле вырисовывал с такой точностью и тщательностью, что по этой картине можно писать справочники и учебные пособия. Красный мак - символ сна и смерти. И наверно многие слышали истории о создании картины: модель Офелии Элизабет Сиддалл (в будущем жена Данте Россетти)  сильно простудилась, пока позировала Милле в холодной ванне каждый день по несколько часов.
Джон Эверетт Милле. «Офелия», 1851-1852. В Викторианскую эпоху возрос интерес к флориографии - коммуникации за счет использования и расположения цветов. Каждый цветок себе в себе какое-то символическое значение. Тут мы видим огромное разнообразие цветов, которые Милле вырисовывал с такой точностью и тщательностью, что по этой картине можно писать справочники и учебные пособия. Красный мак - символ сна и смерти. И наверно многие слышали истории о создании картины: модель Офелии Элизабет Сиддалл (в будущем жена Данте Россетти) сильно простудилась, пока позировала Милле в холодной ванне каждый день по несколько часов.
Джон Эверетт Милле. «Портрет Джона Рёскина», 1853-1854
Джон Эверетт Милле. «Портрет Джона Рёскина», 1853-1854

Сам Джон был знаменитостью. Восхищаясь прерафаэлитами и выпуская о них статьи, он помогает братству не затеряться среди обилия классических образов и банальных сюжетов. О них начинают говорить, их стараются понять и принять.

Второй этап прерафаэлитского движения, последователи и связанные художники

Вновь собранные

1856 год. Данте Габриэль Россетти вместе с Эдвардом Берн-Джонсом (1833-1898) и Уильямом Моррисом (1834-1896) фактически создает второе братство прерафаэлитов. Теперь их главное правило – эстетика в каждой детали, а главные сюжеты – Артуровская легенда, воспроизведение повседневности эпохи Средневековья и истории из мировой художественной литературы (Уильям Шекспир, Данте Алигьери, Джон Китс).

Эдвард Бёрн-Джонс. «Сидония фон Борке» (Сидония-чародейка), 1860
Эдвард Бёрн-Джонс. «Сидония фон Борке» (Сидония-чародейка), 1860
Эдвард Бёрн-Джонс.  «Милосердный рыцарь», 1863. Легенда XI века про флорентийского рыцаря, который смог простить убийцу своего брата. Эдвард Бёрн-Джонс всю жизнь интересовался изображением рыцарей после росписей фресок Оксфордского союза в 1863. Эта работа считается одной из самых важных в раннем творчестве Джонса.
Эдвард Бёрн-Джонс. «Милосердный рыцарь», 1863. Легенда XI века про флорентийского рыцаря, который смог простить убийцу своего брата. Эдвард Бёрн-Джонс всю жизнь интересовался изображением рыцарей после росписей фресок Оксфордского союза в 1863. Эта работа считается одной из самых важных в раннем творчестве Джонса.
Серия фресок в библиотеке Оксфордского союза, выполненные Данте Россетти, Уильямом Моррисом и Бёрн-Джонсом с изображением сцен из мифа о короле Артуре
Серия фресок в библиотеке Оксфордского союза, выполненные Данте Россетти, Уильямом Моррисом и Бёрн-Джонсом с изображением сцен из мифа о короле Артуре
Данте Россетти. «Лукреция Борджиа», 1860-1861
Данте Россетти. «Лукреция Борджиа», 1860-1861

Уильям Моррис. «Прекрасная Изольда», 1858
Уильям Моррис. «Прекрасная Изольда», 1858

Уильям Моррис позже основал движение «Искусства и ремесла» и вместе с Берн-Джонсом занимался восстановлением статуса декоративно-прикладного искусства. Массовое промышленное производство, лишенное красоты и оригинальности, практически вытеснило кропотливый и качественный ручной труд. Исчезала эстетика и красота. И Уильям Моррис, переняв многие идеи у прерафаэлитов, начинает воплощать их в мебели, витражах, предметах интерьера. Он организует сообщества, подобно ремесленных гильдий в Средневековье.

Дизайн  обоев Уильяма Морриса
Дизайн обоев Уильяма Морриса
Дизайн обоев Уильяма Морриса
Дизайн обоев Уильяма Морриса
Дизайн обоев Уильяма Морриса
Дизайн обоев Уильяма Морриса

Какие невероятные орнаменты на обоях! Казалось бы, просто обои, но как роскошно они выглядят! И все это создавалось на старинных станках и только ручным способом.

Последователи и связанные художники

Во второй половине XIX века и на рубеже XIX-XX веков влияние прерафаэлитов было заметно не только в живописи, но и в декоративно-прикладном искусстве, оформлении книг, графике. Последователи прерафаэлитов распространились по многим городам Англии (и не только Англии). И даже после смерти Данте Россетти, Уильяма Морриса и Эдварда Бёрн-Джонса, художники продолжали создавать фантастические произведения на многие темы.

Художники-прерафаэлиты и их последователи уделяли внимание интерьеру, городскому виду и пейзажу, опираясь на многочисленные источники о Средневековье.

Фрэнк Бернард Дикси. «Рыцарство», 1885
Фрэнк Бернард Дикси. «Рыцарство», 1885
Эдмунд Блэр Лейтон. «Король Кафетуа и нищенка», 1898
Эдмунд Блэр Лейтон. «Король Кафетуа и нищенка», 1898
Фрэнк Бернард Диски. «Безжалостная красавица», 1903
Фрэнк Бернард Диски. «Безжалостная красавица», 1903
Джон Уильям Уотерхаус. «Ламия», 1905
Джон Уильям Уотерхаус. «Ламия», 1905
Эдмунд Лейтон. «Акколада», 1901. Тут, конечно, Лейтон немного включил фантазии: женщина не могла посвящать в рыцари. Но как же это все безумно красиво.
Эдмунд Лейтон. «Акколада», 1901. Тут, конечно, Лейтон немного включил фантазии: женщина не могла посвящать в рыцари. Но как же это все безумно красиво.

Интересно, что часто место действия на картинах была не главная комната, столовая или холл, а или небольшие сады, окруженные деревьями, лестничные проемы, отдельные небольшие кабинеты – все те места, где можно уединиться. Даже при изображении замков, прерафаэлиты не писали огромные залы и многолюдные места. Это были небольшие помещения, спокойные и отдаленные, которые добавляли мистики и загадочности.

Фрэнк Бернард Дикси. «Ромео и Джульетта», 1884
Фрэнк Бернард Дикси. «Ромео и Джульетта», 1884
Эдмунд Блэр Лейтон. «Бог в помощь», 1900
Эдмунд Блэр Лейтон. «Бог в помощь», 1900
Эдмунд Блэр Лейтон. «Тристан и Изольда», 1902
Эдмунд Блэр Лейтон. «Тристан и Изольда», 1902
Эдмунд Блэр Лейтон. «Абеляр и его ученица Элоиза», 1882
Эдмунд Блэр Лейтон. «Абеляр и его ученица Элоиза», 1882
Эдмунд Блэр Лейтон. «Леди Годива», 1892
Эдмунд Блэр Лейтон. «Леди Годива», 1892
Джон Мелхуиш Струдвик. «О, ласточка», 1894
Джон Мелхуиш Струдвик. «О, ласточка», 1894
Джон Уильям Уотерхаус. «Я наполовину больна тенями, - сказала Леди Шалотт», 1915
Джон Уильям Уотерхаус. «Я наполовину больна тенями, - сказала Леди Шалотт», 1915
Джон Уильям Уотерхаус. «Хрустальный шар», 1902
Джон Уильям Уотерхаус. «Хрустальный шар», 1902

Средневековые города изображали реже, так как основные действия происходили обычно не там. Да и художников больше привлекал не сам город и его окрестности, а именно интерьер и детали, которым они уделяли большое внимание.

Женская красота в творчестве прерафаэлитов и их последователей заслуживает отдельной статьи. Взять только работы Данте Россетти, изображавший рыжеволосых красавиц, которые в его исполнении становятся неким символом привлекательности и раскованности. Натурщицы всегда или знакомые, или друзья, или жены-любовницы. Создавался «эффект присутствия» в прошлом.

Данте Россетти. «Леди Лилит», 1867
Данте Россетти. «Леди Лилит», 1867
Данте Россетти. «Венера Вертикордия», 1864-1868
Данте Россетти. «Венера Вертикордия», 1864-1868
Данте Россетти. «Пиа де Толомей», 1868
Данте Россетти. «Пиа де Толомей», 1868
Данте Россетти. «Увенчанная гирляндой», 1873
Данте Россетти. «Увенчанная гирляндой», 1873
Данте Россетти. «Прозерпина», 1874
Данте Россетти. «Прозерпина», 1874

На картине Россетти «Отрочество девы Марии» (1848-1849) изображено первое так называемое прерафаэлитское платье. Отказ от корсета и уменьшение количества юбок для удобства – рецепт популярного платья, которое захотели многие девушки, тем самым показывая связь с аристократическим обществом.

Данте Россетти. «Пандора», 1871
Данте Россетти. «Пандора», 1871

Сами женщины на картинах – отрешенные от внешнего мира, быта и житейских проблем. Они как будто парят над всеми. Меланхоличные и задумчивые, они поражают своей красотой и изящностью, а их роскошные платья отличаются от модных кричащих нарядов: они изысканны и утончены.

Мари Стиллман. «Посланник любви», 1885
Мари Стиллман. «Посланник любви», 1885
Джон Уильям Уотерхаус. «Офелия», 1894
Джон Уильям Уотерхаус. «Офелия», 1894
Джон Стенхоуп. «Морган ле Фэй», 1880
Джон Стенхоуп. «Морган ле Фэй», 1880
Эдвард Бёрн-Джонс. «Любовь среди руин», 1873
Эдвард Бёрн-Джонс. «Любовь среди руин», 1873
Данте Россетти. «Беседка на лугу», 1871-1872
Данте Россетти. «Беседка на лугу», 1871-1872
Данте Россетти. «Вероника Веронезе», 1872
Данте Россетти. «Вероника Веронезе», 1872

Кроме замков, интерьеров и прекрасных девушек, прерафаэлиты любили изображать мир природы. В Викторианскую эпоху вообще возрос интерес ко всему живому. Например, «викторианский сад» ассоциировался с домашним уютом: каждый уважающий себя горожанин имел небольшой садик, в котором можно было скрыться от внешнего мира.

Чарльз Остон Коллинз. «Монастырские мысли», 1850-51.  В Средневековую эпоху садам уделялось большое внимание; например, очень ценились монастырские сады как символ некого островка рая на земле.
Чарльз Остон Коллинз. «Монастырские мысли», 1850-51. В Средневековую эпоху садам уделялось большое внимание; например, очень ценились монастырские сады как символ некого островка рая на земле.
Э. Фортескью-Брикдейл. «Клара Ассизская»
Э. Фортескью-Брикдейл. «Клара Ассизская»
Джон Уильям Уотерхаус. ««Психея открывает дверь в сад Эроса», 1904
Джон Уильям Уотерхаус. ««Психея открывает дверь в сад Эроса», 1904
Джон Уильям Уотерхаус. «Святая Сесилия», 1895
Джон Уильям Уотерхаус. «Святая Сесилия», 1895
Джон Уильям Уотерхаус. «Изабелла и горшок с базиликом», 1907
Джон Уильям Уотерхаус. «Изабелла и горшок с базиликом», 1907

Напоследок, прерафаэлиты – создатели удивительного волшебного мира, не только сказочного, но и литературного; как мы помним, идея синтеза многих видов искусств была ведущей в творчестве художников-прерафаэлитов и их последователей. Поэтому часто сюжетами картин выступали художественные произведения: поэмы, стихи, романы, сказки. Или мифология. Всего понемногу.

Джон Уильям Уотерхаус. «Наяда», 1893
Джон Уильям Уотерхаус. «Наяда», 1893
Джон Уильям Уотерхаус. «Гилас и нимфы», 1896
Джон Уильям Уотерхаус. «Гилас и нимфы», 1896
Эдвард Роберт Хьюз. «Канун летнего солнцестояния», 1908
Эдвард Роберт Хьюз. «Канун летнего солнцестояния», 1908
Эдвард Роберт Хьюз. «Невеста Бертуччо», 1895
Эдвард Роберт Хьюз. «Невеста Бертуччо», 1895
Эдвард Роберт Хьюз. «Летняя фантазия»
Эдвард Роберт Хьюз. «Летняя фантазия»

Все это настолько красиво, роскошно, талантливо, местами таинственно и мрачно, но не менее интересно, что хочется просто смотреть и наслаждаться каждой деталей увиденного.

Джон Уильям Уотерхаус. «Леди Шалотт», 1888
Джон Уильям Уотерхаус. «Леди Шалотт», 1888
Джон Кольер. «Леди Годива», 1897
Джон Кольер. «Леди Годива», 1897

Плодотворно, согласитесь?

Если честно, хотелось тут разместись все картины, которые только я увидела, настолько они заворожили меня своей красотой.

Прерафаэлиты оказали огромное влияние на развитие многих направлений в искусстве. Своим творчеством и идеями они затрагивали литературу, театр, декоративно-прикладное искусство, ландшафтный дизайн, дизайн интерьера… И кто-то, специализирующийся на какой-то узкой теме, попав под влияние прерафаэлитов, начинал создавать совершенно фантастические и невероятные вещи. Само оригинальное братство существовало только с 1848 по 1853, но последователи прерафаэлитов творили и в первой половине XX века. Масштабы поражают.