Братство прерафаэлитов, основанное в 1848 году выпускниками Королевской Академии художеств – группа художников, выступавших против надоевших академических традиций английской живописи. Студенты Академии Данте Габриэль Россетти (1828-1882), Джон Эверетт Милле (1829-18960 и Уильям Холмант Хант (1827-1910) считали, что английское искусство остановилось в своем развитии, не предлагая обществу ничего нового. Оно неживое, чопорное, скучное и мало приятное. Это не искусство, а бездумное подражание классическим образцам; никакой искренности и уникальности.
Поэтому Россетти, Милле и Хант решили, что традиции академизма необходимо разрушать и создавать что-то новое и неповторимое, отвечающее запросам публики.
Викторианская эпоха и интерес к средневековью
Жизнь Англии в Викторианскую эпоху (1837-1910) стремительно меняется. Промышленный переворот (1760-1850), урбанизация, внимание к городскому развитию, изменения в социальных группах – вот как жила Англия в середине XIX века. Возникает «викторианский миф» – определенный образ жизни, развитие образов истинного английского джентльмена и английской леди.
И в этом круговороте изменений, в создании новых технологий, в перестройке общества, человек Викторианской эпохи начинает ощущает себя немного оторванным от прошлого и от спокойной, уединенной и размеренной жизни.
Начинается массовое переселение в города. Строятся заводы, фабрики, мануфактуры – казалось бы, новая жизнь, новые возможности! Но жить стало совершенно невозможно: везде грязно, удушливый запах, перенаселение, отсутствие своего тихого уютного места, в котором можно было ненадолго приглушить звуки развивающегося города.
И именно эпоха Средневековья как время стабильности, порядка и, главное, какого-то уединения и уюта, стала восприниматься как ориентир движения, то, к чему надо стремиться. Мечты о своем небольшом загородном домике с садиком и заборчиком, который бы помог ненадолго спрятаться от всего мира, развивал интерес к Средневековой культуре, к её быту и повседневности.
Плюс распространение Артуровской легенды как идеала рыцарства. Отсюда – представления о леди и джентльмене.
В общем, Средневековье интересовало всех. И прерафаэлиты как никто другой почувствовали этот возросший интерес к прошлому и «до рафаэлевскому». И начали творить.
Кто такие прерафаэлиты и что они хотели
«Братство прерафаэлитов»
И вот, три студента-выпускника Королевской Академии художеств понимают, что у них схожие взгляды на развитие живописи, кардинально отличающиеся от господствующих вкусов и предпочтений. Так, первоначально не сочиняя манифесты и не провозглашая новый вектор движения, художники объединяются для общей цели: преобразовать искусство скучной и однообразной Англии.
Данте Габриэль Россетти (1828-1882) – сын профессора итальянского языка, который дал ему второе имя «Данте» в честь сами понимаете кого. Кроме живописи, Россетти увлекался литературой и публиковал стихи.
Уильям Холман Хант (1827-1910) – родился в богатой семье управляющего складом; его имя было ошибочно написана как «Хобман» после его крещения, но Уильям не растерялся и вернул себе правильное имя. Хант до конца своих дней оставался верен прерафаэлитским идеалам, в то время как другие художники рано или поздно меняли свой стиль.
Джон Эверетт Милле (1829-1896) – гениальный художник, в возрасте одиннадцати лет поступивший в Королевскую Академию художеств. Ни прежде, ни после Милле не было настолько молодых студентов. Его мать, интересовавшаяся искусством, всячески способствовала интересам Милле и поощряла любые его начинания.
Позднее к ним присоединились Джеймс Коллинсон (1825-1881), Фредерик Джордж Стивенс (1827-1907), Уильям Майкл Россетти (1829-1919), Томас Вулнер (1825-1902). Интересно, что это было братство не только художников: Томас Вулнер был скульптором, Фредерик Стивенс позднее стал критиком, Уильям Россетти тоже станет критиком, а Данте Россетти был еще и поэтом. Это не случайность: концепция синтеза многих сфер культуры и искусства воплощалась в творчестве прерафаэлитов.
Например, в театре и искусстве. Практически каждая работа прерафаэлитов – необыкновенное и красочное театральное выступление с талантливыми актерами, великолепными нарядами и детальной передачей обстановки, как в театральных декорациях. Это все очень и очень красиво:
Или литература и книжные иллюстрации как синтез художественных произведений и изобразительного искусства:
Фотография: Данте Россетти часто использовал постановочные фотографии для написания картин.
Последователи и сторонники прерафаэлитов часто создавали невероятной красоты витражи:
Ну и, конечно, поэзия, которой буквально дышит каждая картина. В общем, всего понемногу.
Что было важно для прерафаэлитов
Главное – они начали писать с натуры, не в мастерской, а на улице, чтобы максимально точно и правдиво изображать действительность. Люди на картинах – это не придуманные идеализированные персонажи, а обычные смертные со своими отличительными особенностями.
Прерафаэлиты ориентировались на искусство до Рафаэля, но они не были ярыми противниками Рафаэля; скорее, они отрицали его последователей.
Прерафаэлиты восхищались художниками флорентийского раннего Возрождения – Фра Анджелико, Перуджино, Джованни Беллини. Надолго забытое искусство до Высокого Возрождения с Микеланджело, Да Винчи и Рафаэлем возрождается.
Главные принципы творчества художников изложены в декларации прерафаэлитов, составленной Уильямом Майклом Россетти. В ней говорилось о важности изучения природы, о необходимости каждый раз изображать уникальные сюжеты, о способности отойти от всего банального, роскошного и пустого ради чего-то простого, но искреннего и от этого ценного.
Творчество прерафаэлитов похоже на бегство от реального мира, при этом изображение максимально приближено к современности; вопрос в сюжете. Многие социальные проблемы Викторианской Англии – эмиграция, социальное неравенство, внебрачные связи, сироты и так далее – были отражены в картинах прерафаэлитов, особенно в творчестве художников второго этапа и их последователей.
Но несмотря на сложные сюжеты, это все равно оставался сказочный и фантастический мир, наполненный яркими красками и чарующей красотой.
Первая выставка работ прерафаэлитов прошла в 1849 году в Королевской Академии. Это были картины Джона Милле и Уильяма Ханта.
А Данте Россетти выставил свою первую картину на бесплатной выставке в Гайд-Парке:
Часто изображали библейские сюжеты. Правда, публика была в шоке от такого точного и реалистичного изображения святых историй.
На 82-й ежегодной выставке Королевской академии художеств прерафаэлиты вновь представили свои работы. И если прошлая выставка прошла более-менее успешно, то в этот раз публика, увидев картину Милле «Христос в родительском доме» была оскорблена тем, как изображен Христос, в особенности, местом его пребывания: грязь, мусор на полу. Сама Мария некрасива (Чарльз Диккенс писал, что Мария похожа на алкоголичку), а Христос выглядит как очень нездоровый и неопрятный мальчик. В общем, шума было много.
Но прерафаэлиты продолжают творить, правда, в первоначальном своем составе совсем недолго.
К 1853 году первое главное братство прерафаэлитов фактически распалось. Одна из причин – Милле становится членом Королевской Академии художеств. Россетти понимает, что кроме каких-то общих идей, у «братьев» нет ничего общего; кто-то уезжает, кто-то пересматривает свои взгляды на искусство, кто-то начинает искать себя в новых сюжетах. К тому же, Милле больше тяготел к реализму, а Россетти и Хант оставались верны средневековому искусству, символизму и эстетизму.
И вот, «Братство» уходит. Но не мода на них.
Джон Рёскин (писатель, художник и теоретик искусства), очарованный искусством молодых художников, пишет памфлет «Прерафаэлитизм» и несколько статей в «Таймс», тем самым защищая художников от нападок критиков и публики. Мировоззрение Рёскина во многом похоже на убеждения прерафаэлитов: Рёскин особо трепетно относился к природе, и такое детальное и точное изображение каждой травинки и каждого цветка вызывало в нем восторг и восхищение (Милле «Офелия»); отрицал академические традиции в живописи; интересовался средневековом искусством. Подобно художникам второго этапа прерафаэлитского движения, Рёскин отрицал механизацию ручного труда, урбанизацию и многие социальные изменения в обществе. Сюжеты, которые выбирали прерафаэлиты, их новаторский подход к изображению и созданию картин – все это было созвучно его представлению о настоящем искусстве.
Сам Джон был знаменитостью. Восхищаясь прерафаэлитами и выпуская о них статьи, он помогает братству не затеряться среди обилия классических образов и банальных сюжетов. О них начинают говорить, их стараются понять и принять.
Второй этап прерафаэлитского движения, последователи и связанные художники
Вновь собранные
1856 год. Данте Габриэль Россетти вместе с Эдвардом Берн-Джонсом (1833-1898) и Уильямом Моррисом (1834-1896) фактически создает второе братство прерафаэлитов. Теперь их главное правило – эстетика в каждой детали, а главные сюжеты – Артуровская легенда, воспроизведение повседневности эпохи Средневековья и истории из мировой художественной литературы (Уильям Шекспир, Данте Алигьери, Джон Китс).
Уильям Моррис позже основал движение «Искусства и ремесла» и вместе с Берн-Джонсом занимался восстановлением статуса декоративно-прикладного искусства. Массовое промышленное производство, лишенное красоты и оригинальности, практически вытеснило кропотливый и качественный ручной труд. Исчезала эстетика и красота. И Уильям Моррис, переняв многие идеи у прерафаэлитов, начинает воплощать их в мебели, витражах, предметах интерьера. Он организует сообщества, подобно ремесленных гильдий в Средневековье.
Какие невероятные орнаменты на обоях! Казалось бы, просто обои, но как роскошно они выглядят! И все это создавалось на старинных станках и только ручным способом.
Последователи и связанные художники
Во второй половине XIX века и на рубеже XIX-XX веков влияние прерафаэлитов было заметно не только в живописи, но и в декоративно-прикладном искусстве, оформлении книг, графике. Последователи прерафаэлитов распространились по многим городам Англии (и не только Англии). И даже после смерти Данте Россетти, Уильяма Морриса и Эдварда Бёрн-Джонса, художники продолжали создавать фантастические произведения на многие темы.
Художники-прерафаэлиты и их последователи уделяли внимание интерьеру, городскому виду и пейзажу, опираясь на многочисленные источники о Средневековье.
Интересно, что часто место действия на картинах была не главная комната, столовая или холл, а или небольшие сады, окруженные деревьями, лестничные проемы, отдельные небольшие кабинеты – все те места, где можно уединиться. Даже при изображении замков, прерафаэлиты не писали огромные залы и многолюдные места. Это были небольшие помещения, спокойные и отдаленные, которые добавляли мистики и загадочности.
Средневековые города изображали реже, так как основные действия происходили обычно не там. Да и художников больше привлекал не сам город и его окрестности, а именно интерьер и детали, которым они уделяли большое внимание.
Женская красота в творчестве прерафаэлитов и их последователей заслуживает отдельной статьи. Взять только работы Данте Россетти, изображавший рыжеволосых красавиц, которые в его исполнении становятся неким символом привлекательности и раскованности. Натурщицы всегда или знакомые, или друзья, или жены-любовницы. Создавался «эффект присутствия» в прошлом.
На картине Россетти «Отрочество девы Марии» (1848-1849) изображено первое так называемое прерафаэлитское платье. Отказ от корсета и уменьшение количества юбок для удобства – рецепт популярного платья, которое захотели многие девушки, тем самым показывая связь с аристократическим обществом.
Сами женщины на картинах – отрешенные от внешнего мира, быта и житейских проблем. Они как будто парят над всеми. Меланхоличные и задумчивые, они поражают своей красотой и изящностью, а их роскошные платья отличаются от модных кричащих нарядов: они изысканны и утончены.
Кроме замков, интерьеров и прекрасных девушек, прерафаэлиты любили изображать мир природы. В Викторианскую эпоху вообще возрос интерес ко всему живому. Например, «викторианский сад» ассоциировался с домашним уютом: каждый уважающий себя горожанин имел небольшой садик, в котором можно было скрыться от внешнего мира.
Напоследок, прерафаэлиты – создатели удивительного волшебного мира, не только сказочного, но и литературного; как мы помним, идея синтеза многих видов искусств была ведущей в творчестве художников-прерафаэлитов и их последователей. Поэтому часто сюжетами картин выступали художественные произведения: поэмы, стихи, романы, сказки. Или мифология. Всего понемногу.
Все это настолько красиво, роскошно, талантливо, местами таинственно и мрачно, но не менее интересно, что хочется просто смотреть и наслаждаться каждой деталей увиденного.
Плодотворно, согласитесь?
Если честно, хотелось тут разместись все картины, которые только я увидела, настолько они заворожили меня своей красотой.
Прерафаэлиты оказали огромное влияние на развитие многих направлений в искусстве. Своим творчеством и идеями они затрагивали литературу, театр, декоративно-прикладное искусство, ландшафтный дизайн, дизайн интерьера… И кто-то, специализирующийся на какой-то узкой теме, попав под влияние прерафаэлитов, начинал создавать совершенно фантастические и невероятные вещи. Само оригинальное братство существовало только с 1848 по 1853, но последователи прерафаэлитов творили и в первой половине XX века. Масштабы поражают.