Найти в Дзене
СеллерМАРКЕТ

Как стать менеджером по работе с маркетплейсами? Что нужно знать и уметь?

Оглавление

Если ваша компания планирует торговать на маркетплейсах, вам не обойтись без новой должности – менеджера по работе с маркетплейсами.

Фото: СеллерМАРКЕТ
Фото: СеллерМАРКЕТ

Скажем сразу: эта профессия относительно новая, во всяком случае, три или четыре года назад количество таких специалистов в России исчислялось единицами. Сегодня, с развитием сектора e-commerce и активным ростом продаж именно через маркетплейсы ее востребованность увеличивается в разы, при этом растут и требования.

Менеджер по маркетплейсам: кто это и чем занимается

Фото: СеллерМАРКЕТ
Фото: СеллерМАРКЕТ

Раньше в структуре отдела продаж выделялись менеджеры по работе с розничными и оптовыми клиентами. Каждый из них имел свою сферу, и они практически не пересекались между собой. Со временем, когда стала развиваться онлайн-торговля, выделился еще один менеджер, который стал обслуживать сектор продаж через сайт.

Если компания выходит на торговлю через маркетплейс, то ей не обойтись без специалиста, который будет решать вопросы, связанные с этим каналом продаж. Ведь работа на маркетплейсах предлагает множество различных коммуникаций с:

  • представителем самого маркетплейса – в большинстве случаев это служба поддержки;
  • посредником – технологическим партнером, который оказывает полный комплекс услуг для продавцов и производителей;
  • покупателями – консультации относительно особенностей представленной продукции, добавление правильного описания товара;
  • специалистами из других отделов внутри компании – маркетологами, другими менеджерами по продажам, финансовой службой и бухгалтерией, другими работниками;
  • контрагентами, оказывающими логистические и финансовые услуги в рамках продаж на маркетплейсе, - например, компоновку заказа, доставку его покупателям, получение от них денежных средств.

Словом, менеджер по работе с маркетплейсами отвечает за объем продаж через этот канал продвижения – именно этот показатель в денежном или количественном выражении является критерием оценки его эффективности, от этого зависит его зарплата.

Как стать менеджером маркетплейса?

Фото: СеллерМАРКЕТ
Фото: СеллерМАРКЕТ

К сожалению, сегодня российские университеты не готовят специалистов по этим специальностям. Да и преподавателей, которые могли бы подготовить соответствующих менеджеров, в структуре высшего образования просто нет.

Поэтому большинство менеджеров по работе с маркетплейсами учатся в процессе работы. Большое значение имеет наличие опытного наставника: в период выполнения рутинной работы (а ее при выходе и постоянном присутствии на виртуальной торговой площадке всегда много) обучение в процессе работы может стать источником существенного прогресса и роста как специалиста.

СеллерМАРКЕТ запустила проект "Академия Е.COM" для подготовки аккаунт-менежеров специалистов и повышения квалификации eCommerce-специалистов. Преподавателем и экспертом Академии E.COM является Анна Шафигуллина — совладелец компании «СеллерМАРКЕТ», руководитель маркетплейс-направления. В своих лекциях она объясняет, как выходить на маркетплейсы, работать с ними, какие «подводные камни» могут ждать новичков в этом бизнесе. Обучающие программы можно пройти как в онлайн, так и в офлайн формате.

Что должен уметь менеджер маркетплейса?

Фото: СеллерМАРКЕТ
Фото: СеллерМАРКЕТ

Среди тех знаний и умений, которые должен продемонстрировать потенциальный кандидат на позицию менеджера по работе с маркетплейсами, значатся:

  • умение работать с большим количеством позиций (в некоторых компаниях этот перечень может достигать тысяч наименований), понимание структуры продукции;
  • умение оперировать с торговыми матрицами;
  • знание того, как устроены и функционируют интернет-площадки;
  • организация контроля продаж;
  • определение товарных остатков на складе и их своевременное пополнение;
  • формирование политики ценообразования и расчет цен;
  • добавление карточек товарных позиций с описаниями, фотографиями и характеристиками предлагаемой продукции (составление текстов не является его задачей, а выполняется штатный копирайтером или аналогичным приглашенным специалистом, работающим на аутсорсинге).

А еще этот специалист подбирает лучшие условия для продвижения товаров в рамках уже работающей виртуальной торговой площадки. Кроме того, он подготавливает список тех маркетплейсов, к которым следует присоединиться, исходя из стратегии развития компании.

Персональные качества

Фото: СеллерМАРКЕТ
Фото: СеллерМАРКЕТ

Кроме обычных для современных успешных сотрудников стрессоустойчивости и способности к командной работе, менеджер по работе с маркетплейсами должен обладать следующим набором личных качеств:

  • внимательность;
  • умение концентрироваться и контролировать детали;
  • ответственность и склонность к самоорганизации;
  • умение работать в условиях многозадачности;
  • системный способ мышления.

Из специальных навыков может понадобиться умение работать в CRM-системе, однако при склонности к обучению такой специалист может научиться этому буквально за месяц.

Еще одним важным критерием для того, чтобы стать профессиональным менеджером по работе с маркетплейсами, является наличие стратегического мышления. Этот специалист – всегда хороший стратег, продумывающий ситуацию на несколько шагов вперед и понимающий, какие последствия влечет за собой то или иное решение.

Одним из плюсов должности менеджера по работе с маркетплейсами можно назвать возможность удаленной работы вне офиса, например, из дома. Для многих отсутствие привязки к офису важно, а потому является дополнительным стимулом для того, чтобы обратить внимание на эту специальность.

На какую зарплату может рассчитывать?

Фото: СеллерМАРКЕТ
Фото: СеллерМАРКЕТ

Специалист, который занимается работой на маркетплейсах, в зависимости от уровня своей компетенции, опыта работы и соответствия личных качеств вышеперечисленным требованиям, может рассчитывать на зарплату от 40 тысяч до 70 тысяч рублей. В принципе, если все задачи, которые ставятся перед этим специалистом, выполняются в полном объеме (особенно, если он знает, как выйти в ТОП на маркетплейсе, и в состоянии это сделать), он может рассчитывать и на более высокое вознаграждение. В этом случае оно будет формироваться как процент от выручки, полученной через продажи этого канала.

Изучив все аспекты работы менеджера по работе с маркетплейсами, можно прийти к выводу, что эта профессия сегодня дефицитная, хорошо оплачиваемая и интересная, достойна того, чтобы обратить на нее внимание. А дефицит грамотных и квалифицированных кадров в этой сфере делает этих специалистов востребованными, особенно в рамках крупных и активно развивающихся компаний.