О том, что лучшими способами избавления от крыс и мышей являются приобретение молодого и здорового кота или изготовление волшебной дудочки, с детства знают все любители отечественной мультипликации и фанаты Сельмы Лагерлеф, но в фольклоре изобретательных британцев можно найти еще несколько оригинальных способов решения данного вопроса.
Еще во времена королевы Виктории в Уэльсе считалось, что лучший метод избавить дом от крыс и мышей - это уведомить их о выселении. Да - да. Нужно просто вручить грызунам соответствующую бумагу и, узнав,что им тут не рады, крысы как миленькие соберут вещички и уберутся подобру-поздорову.
Чтобы метод сработал наверняка уведомление нужно вручить ни много, ни мало - самому крысиному королю. Но, видимо, и британцы не очень-то знали, как различить в мышином стане монаршью особу, поэтому они, чаще всего, просто прибивали соответствующее уведомление на входную дверь.
Если уведомление все же не помогало, то крыс можно было зарифмовать. Ирландский фольклор сохранил историю о том, как прозорливый крестьянин вызвал разорявшего его подвалы грызуна на поэтическое сражение и так запутал крысу рифмами, что та просто сдохла.
Об этом обычае упоминает даже Шекспир в пьесе "Как вам это понравится". Во второй сцене третьего действия красавица Розалинда говорит:
I was never so be-rhymed since Pyphagora s time, that I was an Irish rat, which I can hardly remember.
Такими рифмами меня не заклинали со времен Пифагора, с тех пор как я была ирландской крысой, о чем, я, впрочем, плохо помню.
Впрочем, Филип Сидни (поэт, проживавший и творивший в Британии примерно за пол сотни лет до Шекспира) утверждал, что ирландцы могут зарифмовать до смерти кого угодно, а не только крысу - такая поэтичная нация.
Если же и стихи оказывались не эффективны, то мышам нужно было просто соврать. Дело в том, что британские грызуны викторианских времен были не только чрезвычайно умны (а то как же иначе они читали уведомления и наслаждались замысловатой поэзией), но и очень доверчивы.
Стоило им только рассказать какую-нибудь байку о благословенных краях, где горы сыра только и ждут новых желающих его отведать, как грызуны тут же отбудут туда, куда вы их послали.
Видимо британцы были не очень изобретательны и всякий раз посылали грызунов не далее, чем к соседям, поэтому мыши с крысами на островах и не перевелись.
Но британские хозяйки не очень об этом жалели, поскольку мышь являлась первым средством при лечении от коклюша, а то и крупа или заикания. Мышь, в зависимости от кулинарных пристрастий хозяйки, надлежало изжарить, сварить или запечь, после чего растереть в порошок и пустить в начинку для пирога. Думается, после такого "лекарства" больного посещали болезни и похуже коклюша.
Тем не менее, жизнь в дотехнологичной Британии точно была не из легких - об этой свидетельствует изобилие легенд о поедании грызунов. Например сохранилась легенда о корнуольском городке Лоо, который захватили целые полчища крыс и мышей, сбежавших с затонувшего у прибрежных скал корабля.
Отъевшиеся после долгого плавания крысы почувствовали себя в городке так привольно, что матери уже боялись оставлять своих детей в их колыбельках. И тогда весь город вышел на бой. Все от мала до велика, включая стариков и детей вышли на улицу, изловили всех грызунов, а потом потушили их с мясом и луком и съели. Если какая-то пара - тройка мышей и вышла из этой схватки живьем, то они в страхе бежали. А история закрепила за корнуольцами славу людей весьма не прихотливых в пище.