Музыкальные комедии в Советском Союзе любили, причем, не только простые люди, далекие от власти, но и вожди, включая самого Сталина. Например, ленту «Волга-Волга», вышедшую на экраны, Иосиф Виссарионович пересматривал много раз подряд, а как-то раз даже признался, что это его самый любимый фильм. Конечно, есть в нем внушительная идеологическая доля, куда без этого. Как минимум, это чуть ли не эталонный образец соцреализма, который показывал все положительные черты жизни в СССР, скрывал явные недостатки, а также указывал на вымирание таких «архаизмов» как туповатые руководители. Правда, Рузвельт, которому Сталин подарил пленку с обожаемым фильмом, воспринял картину несколько иначе, хотя она ему и понравилась!
Версия первая
Сразу оговоримся, что достоверно посыл, который Сталин вложил в свой подарок Рузвельту, неизвестен, ибо он никогда этого не озвучивал. Следовательно, родилось сразу несколько версий, которые в чем-то напоминают теории заговора.
Итак, на дворе стоит 1942 год, Сталин явно недоволен тем, что западные союзники тянут с открытием западного фронта, ему хочется ускорить процесс, и он приглашает на переговоры в Москву представителей президента Соединенных Штатов. Беседа с ними ни к чему не привела, нашлась куча отговорок, начиная недостатком вооружения и финансирования, заканчивая государственными тайнами, которые, конечно, озвучивать никто не стал (на то они тайны). После продолжительной беседы Иосиф Виссарионович пригласил заокеанских гостей на просмотр своего любимого фильма, после чего отправил пленку в Америку в качестве подарка Рузвельту.
Фильм ему понравился, смеялся, говорят, как дитя, но уловил он в картине скрытый смысл, посланный ему генсеком.
Есть там песня про «американский пароход», который «подарила нам Америка», у которого «колеса сзади, а пар спереди», и у которого, важно, «ужасно тихий ход».
Не будь Рузвельт одним из самых эффективных руководителей Соединенных Штатов в истории, если бы не понял намек на недовольство советской стороной затяжкой открытия второго фронта. Он так и сказал после этой песни, которую переслушал в переводе пару раз. Но не помогло – американцы вступили в войну только в 1944 году, когда и нужда-то в них как таковая отпала…
Версия вторая
И до войны, и во время войны США поставляли в Союз много чего интересного, начиная продуктами питания, заканчивая сырьем для легкой промышленности и военной техникой. Все бы ничего, но брали они за свои товары нашим кровным золотом, а продукцию присылали, мягко говоря, не лучшего качества. Хорошо, если попадался не откровенный брак, а просто какая-нибудь ненадежная конструкция, а могло и прямо совсем что-то ужасное из-за океана приплыть, всякое бывало.
Но на прямые претензии к Соединенным Штатам Сталин не решался, он понимал, что разразись конфликт, и СССР первый же пострадает не с военной точки зрения, так с экономической точно, так что старался вести себя сдержанно. Итак, согласно второй теории смысла подарка, суть кроется в той же песне, в которой пароход описан, скажем прямо, неидеально – какой-то медленный, кривой, необычной конструкции. Несмотря на то, что Рузвельт воспринял посыл, как намек на задержку со вторым фронтом, в реальности Сталин мог намекнуть президенту именно на поганое качество продукции, поставляемой в СССР.
Версия третья
Политики, особенно такого уровня, просто так не делают вообще ничего, но по этой теории Сталин решился на исключение. Дело в том, что он действительно очень любил эту кинокартину и хотел поделиться с американским президентом своими предпочтениями в кинематографе. Просто так, вроде как, по-дружески. Но Рузвельт был человеком подозрительным и, что немаловажно, думающим. Он ленту посмотрел с удовольствием, но выводы свои сделал и в результате решил, что советский лидер упрекнул его за «оттягивание» со вторым фронтом.
Красивая версия, но вряд ли – не та ситуация в мире была, чтобы делать подарки без намеков!
Источники:
https://histrf.ru/read/articles/zachiem-stalin-podaril-ruzvieltu-film-volgha-volgha