Выявление причин неисправностей, меры их предупреждения и устранения требуют от обслуживающего персонала достаточного практического опыта, безукоризненного знания конструкции и режима работы двигателя и ясного представления о всех процессах, происходящих в нём.
Предусмотреть различные случаи и причины неисправностей в связи с большим разнообразием конструкций судовых двигателей невозможно. Поэтому необходимо прежде всего тщательно изучить инструкцию по обслуживанию двигателя, прилагаемую заводом-строителем к каждому выпускаемому двигателю.
Кроме того, необходимо разобрать наиболее часто встречающиеся неисправности в работе двигателя, изложенные в Правилах обслуживания судовых двигателей внутреннего сгорания и ухода за ними. В данной статье приводятся примеры неисправностей, встречающихся при работе судовых дизелей, и указываются их причины.
Основные неисправности в работе дизелей.
Двигатель невозможно пустить.
Если двигатель остаётся совершенно неподвижным при попытке пустить его, это может быть вызвано следующими причинами:
- а) пусковой воздух не поступает к пусковым клапанам, так как закрыт маневровый клапан или испорчен распределитель пускового воздуха;
- б) имеется значительная утечка воздуха;
- в) воздух поступает, но давление его недостаточно для приведения в движение коленчатого вала двигателя;
- г) пусковой клапан не открывается вследствие заедания; неправильно установленное газораспределение не обеспечивает открытия пусковых клапанов при данном положении коленчатого вала;
- д) если свободное проворачивание двигателя не было проверено перед пуском при помощи валоповоротного устройства, возможно, что причиной невозможности пуска служит заклинивание частей двигателя (внутренняя нагрузка), гребного вала или винта (внешняя нагрузка).
Если коленчатый вал двигателя проворачивается воздухом, но останавливается при переводе на работу топливом, то причинами этого могут быть следующие:
- а) топливо не поступает в цилиндры вследствие наличия в трубопроводе воздуха (топливные насосы перед пуском не были прокачаны вручную); распределительный механизм из-за неправильной установки не включает в работу топливные клапаны и насосы;
- б) топливо не воспламеняется в цилиндрах, так как оно плохо распыливается (например, слишком густое), содержит много воды; цилиндры двигателя слишком холодные; компрессия в цилиндрах настолько низка, что не обеспечивает самовоспламенение топлива; топливо подаётся в цилиндры с большим запозданием;
- в) вспышки топлива имеются, но развиваемая при пуске мощность недостаточна; топливо подаётся в недостаточном количестве; происходит неполное сгорание топлива вследствие недостатка воздуха в цилиндрах; давление продувочного воздуха слишком мало; не все цилиндры работают на топливе;
- г) температура в машинном отделении очень низка, двигатель слишком холодный.
Если причина установлена, следует немедленно устранить её вновь произвести все необходимые перед пуском проверки, после чего приступить к новому пуску.
Разнос двигателя при пуске.
- Пуск вспомогательных двигателей всегда производится без нагрузки. Если подача топлива насосами при пуске будет слишком велика, двигатель разовьёт чрезмерно большое число оборотов, или, как говорят, пойдёт в разнос. Регулятор двигателя должен уменьшить подачу топлива насосами в соответствии с допустимым нормальным числом оборотов.
- Если регулятор неисправен, например, вследствие заедания его частей или неправильной регулировки, двигатель может развивать настолько большое число оборотов, что авария станет неизбежной.
- Механик в этом случае должен немедленно, выключив подачу топлива, остановить двигатель, проверить состояние регулятора и его взаимодействие с топливными насосами.
- Аналогичное явление произойдёт с главным судовым двигателем, если пуск его производится с отключенным валопроводом и, если установленный на двигателе предельный регулятор, будучи неисправным, не выключит из работы топливные насосы при превышении максимально допустимого числа оборотов.
Медленное увеличение числа оборотов двигателя при пуске.
- Обычно при пуске двигателя после длительного перерыва в работе необходимо (вследствие его охлаждения), чтобы вал сделал не менее 6-7 оборотов на пусковом воздухе до переключения на работу топливом. Если производится пуск только что остановленного, не успевшего ещё остыть двигателя, бывает достаточно одного-двух оборотов, чтобы его пустить.
- Иногда же вследствие неисправности двигатель весьма медленно увеличивает число оборотов, что приводит к большому расходу пускового воздуха, а при очень быстром переводе двигателя на работу топливом – к отказу в работе.
- Причинами этого могут быть недостаточное давление пускового воздуха; большие сопротивления в движущихся частях; утечка пускового воздуха и неправильное распределение (слишком мал период подачи его в цилиндр).
- Если после пуска в ход двигатель не развивает достаточного числа оборотов и тем самым не в состоянии развить полной мощности, причинами этого могут быть: недостаточная подача топлива насосами; наличие неработающих цилиндров; неполное (дымное) сгорание топлива; заедание движущихся частей; содержание большого количества воды в топливе; плохая очистка цилиндров от отработавших газов и слишком ранняя подача топлива в цилиндры.
Стуки и удары в двигателе.
При работе двигателя могут возникать ненормальные стуки и удары, свидетельствующие о наличии неисправностей.
Необходимо правильно отличать стук, возникающий в подшипниках из-за плохой пригонки, от стука, происходящего в цилиндрах вследствие несвоевременных вспышек топлива.
- Большое опережение или запаздывание подачи топлива в цилиндры приводит к стуку.
- В четырёхтактном двигателе при ранних и поздних вспышках стук может происходить только через один оборот коленчатого вала и только при положении поршней в в.м.т.
- В двухтактном двигателе стук будет слышен при каждом обороте коленчатого вала, когда поршень находится вблизи в.м.т.
- Чтобы выяснить причину стука, необходимо проверить работу цилиндров по индикаторной диаграмме.
- Причинами позднего воспламенения топлива в бескомпрессорном дизеле могут быть: наличие воздуха в топливном насосе, неправильные рабочие зазоры или пропуски в клапанах топливного насоса данного цилиндра.
- В компрессорном дизеле стуки могут быть вызваны высоким давлением форсуночного воздуха или заеданием игл у форсунок. Большой износ топливных кулачковых шайб или переход с одного сорта топлива на другой также могут привести к стукам в цилиндрах.
- У двигателей всех типов стуки при каждом новом ходе поршня служат признаком начала заклинивания поршня, что является следствием его недостаточной смазки или охлаждения. В этом случае подачу топлива в цилиндр нужно немедленно прекратить и проверить исправность действия систем смазки и охлаждения.
- Если при этом обнаружится, что система охлаждения действует неисправно, то, прекратив подачу топлива, дают поршню остыть в продолжение нескольких минут и лишь после этого усиливают подачу охлаждающей воды.
- При внезапном появлении сильных стуков, а также ударов двигатель следует немедленно остановить и до окончательного выяснения и устранения причин неисправности, ни в коем случае нельзя его пускать вновь!
- Так как стуки и удары могут быть результатом серьёзных поломок: разрыв шатунных болтов, трещины в коленчатом валу, поломка приводов газораспределительного механизма, большие трещины в крышках цилиндров и поршнях и т.п.
Дымность.
При нормальной работе двигателя отработавшие газы имеют слабую сизоватую окраску. Если газы приобретают яркую окраску какого-либо цвета, это указывает на ненормальную работу двигателя.
- Чёрный дым указывает на неполное сгорание топлива.
- Причинами неполного сгорания могут быть; перегрузка двигателя, недостаточное давление форсуночного воздуха, плохое качество топлива, низкое давление продувочного воздуха. Если выделение чёрного дыма происходит лишь в одном цилиндре, это легко обнаружить открытием индикаторного крана на цилиндре.
- Причинами могут быть загрязнение форсунки, неплотность её иглы или клапанов, перегрузка цилиндра вследствие неправильного распределения топлива насосом, запаздывание подачи и плохое качество распыливания топлива.
- Синий дым является следствием сгорания большого количества масла в цилиндрах, что может случиться при чрезмерной подаче масла, перегреве стенок цилиндров, а также оттого, что в цилиндр вместе с продувочным воздухом попало масло.
- Молочно-белый дым свидетельствует об обводнении топлива или проникновении в цилиндр воды через неплотные прокладки или через трещины, образовавшиеся в стенках цилиндра. В последнем случае цилиндр должен быть выключен из работы, а подача охлаждающей воды в его рубашку прекращена.
Неравномерность вращения коленчатого вала.
- Заметные колебания числа оборотов коленчатого вала двигателя происходят вследствие заедания привода регулятора, пропусков воспламенения топлива в отдельных цилиндрах, проникновения воздуха в топливный насос, наличия воды в топливе, а также в результате неравномерной, резко изменяющейся нагрузки.
Отмеченные ненормальности в работе двигателей представляют собой лишь наиболее существенные. Кроме них, могут появляться многие другие ненормальности в работе, вызванные дефектами в системах смазки, сжатого воздуха, охлаждения, а также неисправностями отдельных деталей двигателя.
- Механик не должен оставлять без внимания даже кажущихся на первый взгляд самых незначительных нарушений нормальной работы двигателя, так как они могут повлечь за собой серьёзные неисправности, которые в конечном итоге могут вызвать аварию и выход двигателя из строя!
Рекомендуем к прочтению:
Статья и фото: “Журнал Морского Волка”
Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить оценку. Подписывайтесь на канал, пишите комментарии, задавайте вопросы.