Найти тему
Азвука - теория звука.

Акустика: промышленная или самодельная.

Наткнулся я на статью на дзене, в котором автор наконец-то дал четкий ответ на этот вопрос. Прокомментирую, и сам выскажусь по этому поводу:)

Статья составлена особым образом - сначала вводная информация о том, как плохо сделаны современные акустические системы: с низкой чувствительностью, некачественными динамиками, почти всегда фазоинверторные, сделанные не настолько хорошо, как хотелось бы автору статьи.

А ведь так было не всегда - раньше делать акустику умели, делали сложные конструкции, применяли большие высокочувствительные динамики. Вот было время когда-то, считает автор той статьи... А сегодняшние поделки современной аудио-индустрии годятся только разве что для самостоятельного допиливания и устранения недоработок производителя. И вообще, высокая чувствительность - это единственное, на что нужно обращать внимание из параметров акустики.

Примерно такая акустика приводилась, как пример того, как же умели делать раньше. Вопрос цены такой акустики почему-то не поднимался:)
Примерно такая акустика приводилась, как пример того, как же умели делать раньше. Вопрос цены такой акустики почему-то не поднимался:)

И происходит волшебная подводка к рукотворной акустике: зачем вам все эти костыли и переделки - возьмите, и сделайте сразу хорошо! Так, как нужно именно вам!

Следующий блок этой статьи буквально так и называется: "Как изготовить для себя лучшую в мире акустику?" Это цитата:)

И ведь автор дальше реально рассказывает, как сделать эту самую лучшую акустику!))) Вот же вселенская несправедливость: никому не известный автор (но это не точно, вдруг у него акустический НИИ с КБ под управлением?) с сотней подписчиков на дзене - знает ответ на этот вопрос! С пошаговым чек-листом!:) А все производители и инженеры что-то там продолжают выдумывать, и не останавливаются на одной, хорошей конструкции. А, наверное, это для того, чтобы грести бабло за новые версии старых колонок:)

В том чек-листе четко расписано, что делать: всего-лишь понять, что нужно вам от звука (делов то!), определиться с акустическим оформлением, выбрать динамики, рассчитать оформление, сделать/заказать корпус, решить вопросы с отделкой - и вуаля! Акустика мечты у вас!

Если вам показалось, что в моем восторженном рассказе есть доля сарказма, то вам не показалось. Мне кажется, что такое мнение может быть только у человека, совершенно не способного к критическому мышлению. Слово "критическое" можно не читать.

Конкретный пример - я плотно занимаюсь акустикой уже лет пять. За это время я сделал порядка сотни акустических систем - на разных динамиках, с разным акустическим оформлением.

Знаете, какую концепцию я считаю лучшей? Я вот так и не определился:)

Знаете, какая акустика стоит у меня?

Та, которая в данный момент настраивается:) А чаще - портативная колонка, которая нужна просто для воспроизведения речевых видосиков и прочих системных звуков компьютера.

Я постоянно думаю о том, что именно сделать себе, но до этого все упиралось в отсутствие времени и свободных финансов на этот проект. Пару раз я даже начинал, но в итоге эти корпуса или компоненты уходили клиентам. Не довожу до конца, потому что не вижу в этом смысла. Зачем? Ведь мне негде это слушать! Я не вижу ни малейшего смысла в обычной, акустически не подготовленной комнате иметь сколь-либо выдающуюся акустику.

Гораздо более реалистичный вариант - если я сниму какой-нибудь гараж или коммерческую площадь, в котором сделаю комнату для прослушивания, экспериментов, демонстрации акустических систем. С акустической обработкой, басс ловушками, диффузорами всякими. Но в эту комнату я бы хотел поставить несколько "особенных", референсных систем. Не совсем тех, которые человек, увлекающийся звуком хотел бы видеть у себя в КдП.

1 - какой-нибудь качественный продукт известной фирмы, как достойного представителя заводских колонок.

2 - самоделка на автомобильных динамиках. Автомобильные динамики не совсем хорошо подходят для домашней акустики, вот и будет возможность услышать это своими ушами. Или не услышать:)

3 - самоделка на покупных домашних динамиках, в бюджете, сопоставимом с заводской колонкой.

А еще рупорные, фазоинверторные, широкополосные, многополосные, пару сабиков, четвертьволновик надо бы сделать, закрытый ящик - куда же без него! Открытые оформления неплохо бы иметь для сравнения, диполи там всякие. А есть же еще экзотические оформления - онкены, твкп, торнадо и прочие. Выбор то огромен!

Вы уверены, что какое-либо одно оформление однозначно и всесторонне может быть лучше, чем все другие? А схема и концепция акустики?

Выбирая одну схему и концепцию акустики, вы получаете некий набор плюсов и особенностей, но при этом отказываетесь от положительных особенностей других концепций.

Хотите максимально точный звук - идите в сторону студийных мониторов! Но так ведь не часто делают... Звук сухой, скучный, не интересный - часто так отзываются о этом классе акустики. Многом хочется пожирнее, поярче, чтобы цепляло и вовлекало сильнее! Это достигается многими решениями в конструкции АС, и какой путь понравится именно вам - вопрос открытый. А вот времени, чтобы однозначно закрыть этот вопрос - может и жизни не хватить, настолько он сложный и многослойный.

Можно выбрать широкополосники с их живостью и цельностью звука, но при этом с заметным окрасом, кривоватой АЧХ, ограничениями по частотному диапазону и с малой зоной комфортного прослушивания. Или все-таки многополоска, с гораздо более точным и чистым звуком?

Выбрать первые порядки срезов, с сохранением динамики и живости звука, но при этом с максимальными требованиями к качеству динамиков? Либо предпочесть более резкие спады, которые позволят очень точно согласовать динамики, но при этом потерять в живости звука (но это не точно)?

Пассивный кроссовер, сложный в изготовлении, но понятный и привычный, или процессор, который "убивает звук", но позволит идеально свести и выжать максимум качества из динамиков?

Полочники, которые не умеют по настоящему басить, или напольники, которые умеют играть полноценно, но будут ли они делать из того места, куда их удалось поставить?:) Ведь пара полочников с парой сабов смогут обеспечить гораздо большую свободу в выборе места расположения источников звука. Или все-таки саб - это точно не для музыки?

Или вообще уйти в эзотерику и предпочесть открытые системы, не имеющие коробочных проблем, обладающими лучшими импульсами?

Например, такое оформление видели? А слышали?
Например, такое оформление видели? А слышали?

Я так могу продолжать долго:) Суть, надеюсь, понятна. Есть бесчисленное множество вариантов. И нет одного правильного.

Вы реально думаете, что сможете быстро со всем разобраться, сделать сразу и на века, и не испытывать потом сомнений и желаний переделать вообще всё?

Мне кажется, что начинать делать самопал авторскую акустику с мыслями о том, что я сейчас взгрею всех производителей акустики - путь к расстройству. Или к насмешкам тех, кто в теме чуточку больше, чем вы. Не ограничивайте себя, есть тысячи различных вариаций акустических систем, которые нужно услышать. Помните об этом, но при этом продолжать искать свой идеал - не возбраняется:)