Японцы имеют все основания гордиться своими героическими предками. Япония – это не единственная страна, где победили одну из самых лучших армий того времени (XIII в.). Но вспоминая сказочную японскую легенду о Божественном ветре, сразу вспоминаются японские летчики-камикадзе времён второй мировой войны, идущие на таран американских военных кораблей. Современным японцам хотелось бы получить больше подтверждений о героическом прошлом своей страны, получить кроме старинных свитков подтверждения материальные.
28 октября 2011 г. в Японии вблизи побережья Нагасаки (о. Кюсю) обнаружили историческое кораблекрушение (XIII в.). Попытки найти артефакты того времени предпринимались и раньше (1980 г.). Но только учёные Университета Рюкю подошли к этому более основательно, организовав подводную археологическую экспедицию с современным оборудованием. По рассказам китайских, корейских и японских моряков, в их рыболовные сети иногда попадались редкие исторические предметы, и поэтому нет ничего удивительного, что учёных заинтересовали эти неединичные находки, относящиеся к временам монгольской династии Юань. С помощью ультразвукового оборудования на морском дне были обнаружены обломки корабля, принадлежащего военной экспедиции хана Хубилая, относящиеся к первому или второму походам по завоеванию Японских островов. И как считается, что этот корабль затонул во время одного из сильнейших тайфунов, которые здесь часто случаются.
Была обнаружена 36-футовая секция киля – это корабельная нижняя горизонтальная балка, которая проходила посередине днища судна, начинаясь от носовой части, и шла до кормовой его конечности. Профессор археологии Окинавского Университета Рюкю Йошифуми Икеа (Yoshifumi Ikea) отмечал, что это первый найденный корабль, у которого не повреждён корпус. В дальнейшем учёные планировали провести расширенные поиски по реконструкции всего судна.
Из архивных источников XIII в. известно, что Хубилай-ханом предпринимались две военные экспедиции к берегам Японии – в 1274 г. и 1281 г. – после захвата Кореи и Китая. И оба раза эти экспедиции заканчивались неудачей из-за сильнейших штормов. Сегодня бытуют мнения, что военные корабли Хубилая строились впопыхах, а также, чтобы стоимость каждого военного корабля была дешевле для казны, днища этих кораблей делались более плоскими, как для речных судов. То есть эти корабли не были рассчитаны на дальние морские переходы, тем более на сильные морские шторма.
Вокруг обнаруженного затонувшего судна было найдено более 400 тысяч хорошо сохранившихся артефактов, таких как фрагменты керамики, балластные кирпичи, корабельные якоря, каменные ядра и ручные мельницы для дробления риса. Но эти ручные мельницы могли быть использованы не только для изготовления рисовой муки, но и для создания пороха. Все эти предметы были показаны по ТВ Японии, Кореи и Китая, а также широко освещались и в местной прессе.
Находки монгольского флота частично были выставлены в музее префектуры Фукуока, а также хранятся в запасниках Университета Рюкю. Среди артефактов, выставленных в музее, есть оружие, которое японцы называют «tetsuhau». Оно обнаружено рядом с кораблём в виде глиняных горшков: есть как заполненные просто порохом, так и дополнительно с мелкими железными деталями.
Спасибо, что дочитали до конца
Ставьте нравится и подписывайтесь, если вам историческая тема показалась интересной.
Также вам могут быть интересны другие статьи на моём канале.