Найти тему
Дестрой

Самый северный маяк Арктического острова Кильдин. До 2008 г. он был "атомным"

Сегодня мы расскажем про маяк "Кильдинский-Северный", построенный в Арктике на севере острова Кильдин в 1953 г.

С 1997 г. маяк был переведён в автономный режим и работал от радиоизотопной тепло-электрической генераторной установки вплоть до 2008 г.

Марка 2006 г. с маяком "Кильдинский-Северный", найденная в интернете.
Марка 2006 г. с маяком "Кильдинский-Северный", найденная в интернете.

Во второй половине XIX века в связи с началом активного освоения Северных районов и развития Арктического мореплавания, появилась необходимость в навигационных знаках в опасных для судоходства районах.

Не стал исключением и остров Кильдин. Так уже в 1890-х гг. на острове появились первые навигационные знаки, ограждающие входы в Кильдинский пролив с востока и запада, а с 1909 г. стали появляться и первые малые маячные огни с ацетиленовыми осветительными аппаратами.

Но северная часть острова с возвышающимся над водой обрывистым утёсом "Лихой" и осыхающим рифом под ним так и оставалась без маяков. Только в 1931 г. в восточной оконечности утёса, оканчивающегося пологим распадком, была построена первая временная деревянная маячная башня.

-3
-4

В конце 1930-х гг. временный маяк было решено заменить на новый капитальный, но сначала Советско-финляндская война, а затем и Великая Отечественная Война поставили крест на этих планах и вплоть до окончания ВОВ маяк простоял во временном исполнении.

-5
-6

После войны вновь задумались о перестройке маяка в капитальном варианте и в начале 1950-х гг. началось строительство новой капитальной башни.

-7

И в 1953 г. новый капитальный маяк был сдан в эксплуатацию.

Новая круглая железобетонная башня маяка высотой 19 метров с фонарным сооружением наверху была оборудована новым электрическим светооптическим аппаратом ЭМВ-930.

Также для маячной команды и метеорологической станции в 650 метрах от маяка в распадке был построен небольшой маячный посёлок, о котором мы расскажем в отдельной статье.

-8

В 1991 г. на маяке была произведена модернизация и его оснастили радиомаяком КРМ-300.

-9

После активного сокращения и вывода с острова в первой половине 1990-х гг. практически всех воинских частей, маяк было решено перевести на автономный режим работы.

-10

Так в 1997 г. на нём был установлен новый светооптический аппарат АСА-500М, питающийся от радиоизотопной тепло-электрической генераторной установки ИЭУ-1, став "атомным".

-11

Но срок службы РИТЭГ составлял всего 10 лет, к тому же вещь эта очень опасная, особенно когда остаётся без присмотра. Так уже в 2008 г. маяк был отремонтирован компанией EDM и переведён на питание от аккумуляторов, заряжающихся от солнечных батарей.

-12

Давайте поднимемся наверх по такой жуткой лестнице.

-13
-14
-15
-16
-17
-18

В верхней части башни расположено просторное помещение с современным блоком аппаратуры.

-19
-20
-21
-22

Поднимемся выше.

-23

В подфонарное сооружение.

-24
-25

И прежде чем подняться выше, выйдем на круговой мостик.

-26
-27

А вот и современный сигнальный огонь.

-28

В интернете можно найти информацию, что в настоящее время сигнальный огонь, расположенный на круговом ограждении фонарного сооружения светит на расстояние в 18 морских миль белым проблесковым огнём каждые 6 секунд во время навигации с 15 августа по 30 апреля, а круговой авиационно-морской радиомаяк передаёт на дальность в 40 морских миль.

Мы же были раньше и он не светил, но лампочки на аппаратуре в маяке горели, так что он действительно работает.

-29

Панели солнечных батарей.

-30
-31

Вид на мыс и осыхающий риф.

-32

Вернёмся в подфонарное сооружение.

-33
-34
-35

И поднимемся наверх.

-36
-37

В само фонарное сооружение.

-38

Когда-то здесь стоял большой светооптический аппарат.

-39
-40

Теперь же здесь стоит печатная машинка с запиской.

-41

В записке сказано, что люди были здесь в апреле этого года и вернутся в сентябре. Мы же были в июле.

-42
-43
-44

Крыша световой кабины.

-45

А так выглядит крепление под старый аппарат.

-46
-47

Вид на восточную часть.

-48

И на западную.

-49

Рядом с запада мы заметили ещё какое-то бетонное сооружение, выступающее из камней, от которого к самому берегу тянулась широкая траншея.

-50

И конечно мы пошли посмотреть на это повнимательнее.

-51

Это оказалось старое укрытие с клёпанными дверями.

-52

В интернете нет никакой информации был ли этот маяк оснащён пушкой или наутофоном для подачи сигналов в туман, или же прожекторной позицией, но это укрытие явно было построено либо для пушки, либо для выкатного прожектора.

-53

А клёпанные старые двери говорят о том, что построено оно явно раньше нового маяка.

-54
-55

Причём оно имеет как ворота для вывоза к берегу чего-то...

-56

Так и дверь отдельного входа для людей. Кстати, обратите внимание, что под штукатуркой бетонная стена обшита деревом. Видимо опалубку решили не снимать и оставить в качестве дополнительного утепления.

-57

Внутри нет каких-либо фундаментов для оборудования, а значит это точно не для наутофона. Да и траншея дороги к площадке на берегу говорит что это сооружение либо для прожектора, либо для пушки.

-58

А ещё неподалёку от маяка валялась такая штуковина.

-59

Похожая на сирену для подачи сигналов. Но что это точно мы не поняли.

-60

А на этом всё.

-61

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.