Сегодня мы расскажем про маяк "Кильдинский-Северный", построенный в Арктике на севере острова Кильдин в 1953 г.
С 1997 г. маяк был переведён в автономный режим и работал от радиоизотопной тепло-электрической генераторной установки вплоть до 2008 г.
Во второй половине XIX века в связи с началом активного освоения Северных районов и развития Арктического мореплавания, появилась необходимость в навигационных знаках в опасных для судоходства районах.
Не стал исключением и остров Кильдин. Так уже в 1890-х гг. на острове появились первые навигационные знаки, ограждающие входы в Кильдинский пролив с востока и запада, а с 1909 г. стали появляться и первые малые маячные огни с ацетиленовыми осветительными аппаратами.
Но северная часть острова с возвышающимся над водой обрывистым утёсом "Лихой" и осыхающим рифом под ним так и оставалась без маяков. Только в 1931 г. в восточной оконечности утёса, оканчивающегося пологим распадком, была построена первая временная деревянная маячная башня.
В конце 1930-х гг. временный маяк было решено заменить на новый капитальный, но сначала Советско-финляндская война, а затем и Великая Отечественная Война поставили крест на этих планах и вплоть до окончания ВОВ маяк простоял во временном исполнении.
После войны вновь задумались о перестройке маяка в капитальном варианте и в начале 1950-х гг. началось строительство новой капитальной башни.
И в 1953 г. новый капитальный маяк был сдан в эксплуатацию.
Новая круглая железобетонная башня маяка высотой 19 метров с фонарным сооружением наверху была оборудована новым электрическим светооптическим аппаратом ЭМВ-930.
Также для маячной команды и метеорологической станции в 650 метрах от маяка в распадке был построен небольшой маячный посёлок, о котором мы расскажем в отдельной статье.
В 1991 г. на маяке была произведена модернизация и его оснастили радиомаяком КРМ-300.
После активного сокращения и вывода с острова в первой половине 1990-х гг. практически всех воинских частей, маяк было решено перевести на автономный режим работы.
Так в 1997 г. на нём был установлен новый светооптический аппарат АСА-500М, питающийся от радиоизотопной тепло-электрической генераторной установки ИЭУ-1, став "атомным".
Но срок службы РИТЭГ составлял всего 10 лет, к тому же вещь эта очень опасная, особенно когда остаётся без присмотра. Так уже в 2008 г. маяк был отремонтирован компанией EDM и переведён на питание от аккумуляторов, заряжающихся от солнечных батарей.
Давайте поднимемся наверх по такой жуткой лестнице.
В верхней части башни расположено просторное помещение с современным блоком аппаратуры.
Поднимемся выше.
В подфонарное сооружение.
И прежде чем подняться выше, выйдем на круговой мостик.
А вот и современный сигнальный огонь.
В интернете можно найти информацию, что в настоящее время сигнальный огонь, расположенный на круговом ограждении фонарного сооружения светит на расстояние в 18 морских миль белым проблесковым огнём каждые 6 секунд во время навигации с 15 августа по 30 апреля, а круговой авиационно-морской радиомаяк передаёт на дальность в 40 морских миль.
Мы же были раньше и он не светил, но лампочки на аппаратуре в маяке горели, так что он действительно работает.
Панели солнечных батарей.
Вид на мыс и осыхающий риф.
Вернёмся в подфонарное сооружение.
И поднимемся наверх.
В само фонарное сооружение.
Когда-то здесь стоял большой светооптический аппарат.
Теперь же здесь стоит печатная машинка с запиской.
В записке сказано, что люди были здесь в апреле этого года и вернутся в сентябре. Мы же были в июле.
Крыша световой кабины.
А так выглядит крепление под старый аппарат.
Вид на восточную часть.
И на западную.
Рядом с запада мы заметили ещё какое-то бетонное сооружение, выступающее из камней, от которого к самому берегу тянулась широкая траншея.
И конечно мы пошли посмотреть на это повнимательнее.
Это оказалось старое укрытие с клёпанными дверями.
В интернете нет никакой информации был ли этот маяк оснащён пушкой или наутофоном для подачи сигналов в туман, или же прожекторной позицией, но это укрытие явно было построено либо для пушки, либо для выкатного прожектора.
А клёпанные старые двери говорят о том, что построено оно явно раньше нового маяка.
Причём оно имеет как ворота для вывоза к берегу чего-то...
Так и дверь отдельного входа для людей. Кстати, обратите внимание, что под штукатуркой бетонная стена обшита деревом. Видимо опалубку решили не снимать и оставить в качестве дополнительного утепления.
Внутри нет каких-либо фундаментов для оборудования, а значит это точно не для наутофона. Да и траншея дороги к площадке на берегу говорит что это сооружение либо для прожектора, либо для пушки.
А ещё неподалёку от маяка валялась такая штуковина.
Похожая на сирену для подачи сигналов. Но что это точно мы не поняли.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.