Впервые опубликовали статью в блоге «Сделаем»
Привет!
Если вам нужна реклама в СМИ, все просто — приходите в любое издание, например, в Meduza и приносите ему несколько сотен тысяч рублей. Они напишут вам статью, опубликуют, нагонят трафика и все будет классно.
Но с бесплатными публикациями намного интереснее — это целый квест. Сегодня поговорим, когда компании стоит идти в СМИ, как подобрать крутую тему и написать статью, которая соберет охваты и кучу просмотров.
Мы давно пишем для vc.ru и многие из наших статей попадали на главную и собирали десятки тысяч просмотров:
- Как сервисные центры обманывают клиентов — 39 082 просмотров и 140 комментов;
- Робот из Новосибирска заменяет целые колл-центры — 35 509 просмотров и 223 коммента.
Это краткое содержание стрима — мы регулярно выходим в эфир, обсуждаем интересные темы, приглашаем крутых специалистов и отвечаем на вопросы зрителей. Подписывайтесь на канал и бейте в колокольчик, иначе все интересное пропустите!
Когда можно писать статьи для СМИ, а когда не стоит
Писать статьи для СМИ — отличная идея, если:
- у вас уникальный продукт или есть крутой кейс;
- вы хотите повысить узнаваемость компании;
- вам нужны ссылки на сайт для SEO.
СМИ могут позволить себе компании, у которых нет недостатка в клиентах, лиды приводят другие каналы и хватает денег на эксперименты.
А в этих случаях точно не стоит тратиться на СМИ:
- В компании не происходит ничего интересного — в этом случае получится статья из серии «смотрите, какие мы классные», которые никто не читает.
- Вам некогда общаться с автором, делиться фактурой и примерами. Никто лучше вас не разбирается в вашем бизнесе. Без вас автору придется искать какие-то примеры из интернета, которые могут не подойти. Читатели это заметят и пострадает ваша репутация.
- Вы несете в СМИ последние деньги на привлечение клиентов — в СМИ можно вложить сотни тысяч рублей, но не получить ни одного лида. Если статья не выстрелит, вы много потеряете. Лучше найти более управляемые и прогнозируемые каналы для лидогенерации, чтобы не потратить деньги зря.
Что сначала: найти СМИ или написать статью
Есть открытые СМИ, например, vc.ru, Хабр или Спарк. На этих площадках открытая регистрация и есть редактор статей, а значит, вам не надо ни с кем согласовывать тему. Главное, чтобы статья не противоречила правилам и редполитике — почитайте все это, чтобы вас не забанили.
А есть закрытые СМИ, где публиковаться самому нельзя — там есть редакция, с которой нужно договариваться и доказать, что статья будет интересной. В этом случае делайте так:
- подумайте над темами, которые можно предложить;
- составьте тезисный план на каждую — это значит, что нужно придумать не только заголовок, но и кратко описать содержание, чтобы редактору было понятнее;
- написать главреду или редактору, ответственному за направление — лучше не на почту, а на фейсбуке или в телеграме, чтобы сообщение не потерялось.
А потом работа над статьей строится как обычно. Если редактор вам ответил, обсуждаете с ним темы, выбираете подходящую, пишете, согласовываете, выпускаете.
Начинать со статьи не стоит — вдруг она не подойдет по формату и редактор вам откажет. А вы уже потратили время. Единственное, что можно сделать в таком случае — обратиться в другие СМИ, вдруг кто-то возьмет.
О чем можно писать
Если вы выберете правильную тему, скорее всего, она привлечет читателей, и статья попадет на главную. Там ее увидит еще больше людей — вот вам и бесплатное продвижение в СМИ. Мы советуем сначала определиться с форматом публикации, а потом придумать несколько тем, который под него подойдут.
Мы чаще всего публикуемся на vc.ru, поэтому все примеры будем приводить на основе этого СМИ. Вот, что там хорошо читают:
Продуктовые статьи о бизнесе — их публикуют не в каждом СМИ, но на vc.ru для таких статей есть отдельный раздел «Трибуна». Пишите, в какой сфере вы работаете, в чем особенности продукта, почему вы делаете круче, чем остальные. Если у вас все действительно так интересно, статья может выстрелить и привести клиентов, у нас такое часто бывало.
Кейсы — это рассказ о вашем бизнес-опыте. Например, как вам удалось разработать искусственный интеллект, который может заменить целый колл-центр. Такие статьи показывают, с какими задачами к вам можно обратиться.
Вот кейс компании, которая разработала крутой искусственный интеллект для любого бизнеса, где есть рутинные задачи. В нем много интересного, особенно записи разговоров человека с роботом.
Провокационные материалы — это когда вам удается задеть такую тему, чтобы в комментах разгорелся спор. Обычно это что-то, связанное с деньгами, мошенничеством, косяками компаний. И лучше, чтобы это был реальный опыт и что-то нестандартное, о чем никто не знает. Иначе никто статью читать не будет.
В этой статье собрали уловки сервисных центров по ремонту телефонов. Они отличались от типичных уловок из интернетов, поэтому читать статью было интересно.
Гайды и руководства, варианты решения проблем с помощью продукта. Например, вы занимаетесь финансовым учетом и пишете статью о том, как правильно его вести и зачем это надо. Под такими статьями мало комментов, зато их активно добавляют в закладки и делятся. Только материал должен быть реально полезным, кэпские советы о том, как побороть прокрастинацию никому не нужны.
Хорошо работают материалы, которые вызывают любые эмоции: любопытство, смех, восхищение, гнев, зависть, страх. Люди за этим и приходят в СМИ — развлекаться и испытывать эмоции.
Если написать, что герой статьи заработал много денег за короткое время, люди будут кликать просто из любопытства. Например, вот наш кейс о том, сколько мы заработали на продаже онлайн-курса. У статьи более 26 000 просмотров и 185 комментов.
Если статья вызывает у людей эмоции, они кликают на нее, читают, комментируют, а комменты помогают статьям дольше оставаться на главной странице и собирать большие охваты. Даже сами СМИ могут продвинуть популярные статьи через свои соцсети или рассылку.
Что делать с комментариями
Важно запомнить: если статья успешная, в комментах будет разное — адекватное и не очень. Мы не знаем, о чем писать, чтобы под статьей был сплошной позитив и розовые пони ¯\_(ツ)_/¯ Обязательно найдется чувак, которому что-то не понравится.
Это статья про оптимизацию бизнеса — после кейса к компании «Стереомаркетинг» пришли клиенты и они подписали 3 договора на услуги контент-маркетинга.
Зато в комментариях было много негатива — ругали и за непрофессионализм, и за то, что ворвались в отлаженные процессы, такие умные, а люди работу потеряли.
Советуем отвечать на все. Так комментов будет больше. И не расстраивайтесь, даже если пишут что-то очень обидное — любые комментарии повышают вам охваты и приносят деньги, а это круто.
Главное — если отвечаете на негатив, никого не оскорбляйте, не оправдывайтесь, не наезжайте в ответ. Если можете, отвечайте остроумно, не можете — придумайте какую-то отписку в духе: «Спасибо и всего вам доброго, здоровья, да денег побольше». Оскорблять людей плохо — от этого страдает репутация, а еще администрация площадки может забанить.
А еще читатели могут найти ошибку в статье и указать на нее. Обязательно поблагодарите комментатора и исправьте ошибку, если он прав. А если нет, объясните, что имели в виду.
Паша Молянов писал, как автоматизировать выдачу дипломов с помощью Google-таблиц. В комментариях указали на серьезный недочет, в итоге Паша исправил проблему и доработал статью.
Как искать фактуру
Мы не ищем информацию в интернете, если пишем статьи о бизнесе для СМИ. Всю фактуру нам приносит клиент. Мы созваниваемся, расспрашиваем компанию о процессах, кейсах и всем, что может быть интересно. И вам советуем так делать, потому что если вы пойдете в интернет и начнете искать там информацию о том, в чем не разбираетесь, скорее всего получится ерунда и в комментах вам об этом не скажет только ленивый.
С клиентами лучше общаться голосом, а не списываться — в чатиках обычно они отвечают коротко и интересную фактуру не добудешь. Лучше подготовить вопросы, сходить на интервью, расспросить обо всем, а потом отдать материал на расшифровку. В этом доке мы смотрим, какие тезисы интересные, и что можно было бы развить, а потом идем и задаем клиенту дополнительные вопросы.
Узнать, что интересно аудитории СМИ, можно только одним способом — прочитайте несколько десятков статей и тогда вы поймете, что популярно и вызывает эмоции у людей. Развивайте насмотренность :)
Сколько времени надо на статью
Зависит от темы и клиента. Как-то мы выпустили статью за 2 часа, потому что тема была горячая и публиковаться надо было срочно. А как-то мы писали материал 8 месяцев, а он так и не вышел из-за долгих согласований.
В среднем на статью у нас уходит 3 недели, за которые мы:
- готовим вопросы, проводим интервью, собираем информацию;
- пишем и редактируем;
- задаем дополнительные вопросы, согласовываем.
Несложно написать статью, когда у есть вся фактура, намного больше времени уходит на сбор фактуры и согласования. А если вы с автором работаете в соседних кабинетах и он в любой момент может что-то у вас уточнить, вполне реально выпускать по статье в неделю.
***
Как обычно написали статью по самым интересным моментам со стрима, но обсуждали мы еще много разного. Нужен ли пиарщик для работы со СМИ, как оценивать эффективность статьи, нужны ли платные аккаунты на том же vc.ru.
А еще в этот раз мы в прямом эфире разбирали статью и давали советы, как ее улучшить — забегайте посмотреть. И не забудьте подписаться!
Все статьи выходят в блоге — заглядывайте, чтобы не пропустить новую публикацию!
Хотите, чтобы мы поговорили на тему, которая интересна именно вам? Айда задавать вопросы вот в этой форме :)