Завершается эпопея с выбором площадки строительства дизель-электрического ледокола мощностью 18 МВт (ЛК-18) для Балтийского бассейна. Накануне "Росморпорт" подвел итоги, кажется, одной из самых "многострадальных" своих закупочных процедур, длившейся полтора года.
Новый ледокол для Балтики должен быть построен по проекту 21900М2 на основе разработанного ранее проекта 21900М. Государственный комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) предусматривает ввод в эксплуатацию до 2024 года двух ледоколов проекта 21900М2. Строительство первого ледокола началось в 2020 году. Со вторым судно процесс затянулся.
Ледокол проекта 21900М2 имеет следующие основные технические характеристики:
- длина – 119,8 м;
- ширина – 27,5 м;
- осадка – 8,5 м;
- водоизмещение – 14300 тонн;
- скорость хода – 17 узлов;
- мощность на винтах – 18 МВт;
- ледовый класс – Icebreaker7.
Первая попытка определить строителя второго ЛК-18 была предпринята в апреле 2020 года. Максимальную цену ледокола на тот момент заказчик установил на уровне 7,3 млрд рублей.
Примечательно, что это меньше, чем стоимость аналогичного, первого, ЛК-18 строить которое взялось ОАО "Пелла" на мощностях своей площадки в Германии за 7,54 млрд рублей.
Первый конкурс, как и последующие закупочные процедуры на второй ледокол, проходили без участников вплоть до августа 2021 года, когда за строительство решил взяться самарский "Нефтефлот". Цена ледокола на тот момент возросла уже до 10,5 млрд рублей. Нюанс заключался в том, что на собственной площадке в Самаре построить и затем доставить заказчику такое судно было невозможно. Скорее всего, планировалось привлекать зарубежные верфи. Вероятно, по этой причине контракт с "Нефтефлотом" так и не был заключен.
Очередная попытка была предпринята в октябре 2021 года в форме электронного аукциона с максимальной ценой в те же 10,5 млрд рублей. В этот раз в аукционе наконец принял участие "тяжеловес" – Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), представляющий "Объединённую судостроительную корпорацию" (ОСК). По традиции, заявка ВСЗ оказалась единственной.
Такие ледоколы выборгским корабелам очень хорошо знакомы. В 2015-2016 годах заводчане передали заказчику три дизель-электрических ледокола проекта 21900М – "Владивосток", "Мурманск" и "Новороссийск". Второй ледокол строился при участии финской верфи Arctech.
Успешно завершив строительство серии 21900М, ВСЗ значительно ухудшил свои финансовые показатели из-за изменения курсов валют и, как следствие, резко подорожавшего импортного оборудования, которое активно применяется в этих ледоколах. Несмотря на это, корабелы в итоге взялись за ещё один подобный ледокол. Вероятно, свою роль сыграло недавнее укрепление курса рубля.
Что касается основного оборудования, то, как следует из закупочной документации, ледокол должен быть оснащен винто-рулевыми колонками Steerprop, главными и стояночными дизель-генераторами Wartsila, аварийным дизель-генератором Caterpillar. Производится это оборудование в Финляндии и Китае.
Прочее оборудование по своим характеристикам должно соответствовать хорошо знакомому корабелам ВСЗ линейному дизель-электрическому ледоколу проекта 21900М.
Заключение контракта на строительство второго ледокола ЛК-18 ожидается в ближайшее время. Будем следить за развитием событий.