Найти тему
Музей истории религии

Не масонские перчатки

В экспозиции раздела "Иудаизм" находится предмет, который неизменно привлекает внимание посетителей, и если тематика экскурсии не предполагает объяснения столь необычной его формы, то вопрос о ней, скорее всего, прозвучит в качестве часто задаваемых вопросов.

Римоним. Балканы. Салоники (?) 1889 г. Серебро, чеканка, гравировка. Раздел постоянной экспозиции Государственного музея истории религии "Иудаизм"
Римоним. Балканы. Салоники (?) 1889 г. Серебро, чеканка, гравировка. Раздел постоянной экспозиции Государственного музея истории религии "Иудаизм"

Этот предмет – пара наверший, надеваемых на древки свитка Торы, после того, как свиток скручивают и помещают в специальный чехол. Свиток Торы имеет особый статус святости, к нему относятся с благоговением и почтением. В средние века возникла традиция облачать его в красивые одежды. В соответствии с талмудическим предписанием об украшении заповеди деревянные древки, на которых укреплен пергамент с текстом Пятикнижия, украшают короной или специальными навершиями. Изначально такие навершия изготавливались в форме граната, откуда и получили своё название – римоним (гранаты).

Римоним. Центральная Европа. КонецXIX – начало XX в. Металл; выпиловка, серебрение, гравировка)- (ед.ч.: римон, ивр.: плод граната, мн.ч.: римоним). Собрание Государственного музея истории религии
Римоним. Центральная Европа. КонецXIX – начало XX в. Металл; выпиловка, серебрение, гравировка)- (ед.ч.: римон, ивр.: плод граната, мн.ч.: римоним). Собрание Государственного музея истории религии

Название «римоним» закрепилось за всеми навершиями, в том числе и теми, которые не повторяют форму граната. Один из вариантов формы римоним представлен на экспоциции: это навершия, выполненные в виде кистей рук.

Изображение рук, сложенных определенным образом, присутствует и на других предметах, не ускользающих от взора внимательного посетителя. Иногда (не часто, но не единожды) вопрос об этом изображении звучал в неожиданной формулировке: «А почему здесь изображены масонские перчатки?»

В декоре предметов ритуального назначения изображение рук, сложенных в жесте благословения, получило распространение как эмблема коэнов.

Коэны – потомки первосвященника Аарона, совершавшие богослужение сначала в переносном храме - Мишкане (Скинии Завета), во время пребывания евреев в пустыне, а затем в Иерусалимском Храме. Из двенадцати колен (родов) народа Израиля колено Леви было избрано для особой миссии - священнического служения. Из колена Леви происходили пророк Моисей и его старший брат Аарон, ставший первым священником. Его потомки по отцовской линии стали коэнами (священниками), и только они могли совершать богослужение в Храме; все остальные представители этого рода - левиты - выполняли функции помощников коэнов, стражей, привратников, певцов, музыкантов; левиты так же совершали омовения рук коэнов в соответствии с требованиями Торы о ритуальной чистоте.

Одним из элементов храмового богослужения было благословение коэнами еврейского народа. Ежедневно, после утреннего жертвоприношения коэны, взойдя на специальное возвышение, и сложив руки определенным образом, произносили биркат-коаним (ивр.: «благословение священников»). Формула благословения, согласно Священному Писанию, была заповедана Богом Моисею для передачи Аарону, чтобы первосвященники так призывали имя Господа на народ Израиля: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да озарит Господь лицо Свое и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и даст тебе мир! Пусть они возложат Мое имя на сынов Израиля, и Я благословлю их» (Бемидбар/Числа 6: 22-27).

Амулет. Италия. XVIII в. (?) Серебро; чеканка, гравировка. В центре амулета - рельефное изображение храмового светильника-меноры, вокруг которого выгравированы строки биркат-коаним. Собрание Государственного музея истории религии
Амулет. Италия. XVIII в. (?) Серебро; чеканка, гравировка. В центре амулета - рельефное изображение храмового светильника-меноры, вокруг которого выгравированы строки биркат-коаним. Собрание Государственного музея истории религии

Перед произнесением благословения коэны снимали обувь, с помощью левитов совершали омовение рук, и, повернувшись к народу, произносили формулу благословения, подняв руки на уровень плеч и сложив пальцы таким образом, чтобы получилось пять промежутков между ними (между большими пальцами обеих рук тоже должен быть промежуток). Есть несколько комментаторских объяснений такого сложения пальцев рук: некоторые мудрецы считали, что коэны пальцами изображают («пишут») одно из имён-эпитетов Всевышнего; другие уподобляют руки коэнов крыльям шестикрылых ангелов; третьи считают, что благословение исходит от Бога, а коэны являются только посредниками в этой передаче, и руки коэна проводят Божественное благословение в мир, на народ. Существуют также разные точки зрения на положение ладоней во время благословения: согласно одной традиции их простирают горизонтально, согласно другой – вертикально.

Во время благословения на коэнов было запрещено смотреть, поэтому они покрывали голову и руки талитом – молитвенным покрывалом. Храм был местом раскрытия, проявления Шхины – Божественного присутствия в мире, и созерцание Шхины было не только опасно, но и смертельно для непосвященных. Считалось, что когда коэны раздвигали пальцы, в образовавшиеся между ними промежутки можно было бы увидеть Шехину, пребывавшую в Храме за плечами коэнов.

После разрушения Храма и прекращения жертвоприношений культовая практика иудаизма кардинально изменилась, и единственным элементом храмового богослужения, перешедшим в синагогальное, стало благословение коэнов. Синагогальное богослужение совершается не священниками, их роль служителей Всевышнего закончилась вместе с разрушением Храма. Но коэнам по-прежнему принадлежит почётная роль в общине: они первыми вызываются к чтению Торы, и им принадлежит право благословлять общину.

В Израиле биркат-коаним произносят ежедневно во время утренней молитвы, как это происходило в эпоху Храма. В диаспоре, в странах, где существуют еврейские общины, принято произносить благословение только во время праздничных богослужений. Перед благословением коэны должны омыть руки, и совершить этот ритуал им помогают левиты или, в отсутствие левитов, первенцы по матери, так как от первенцев представители колена Леви в библейские времена получили свое право священства. Так же, как и в эпоху Храма, принято, чтобы коэны накрывались талитами. В свою очередь, молящиеся тоже накрываются молитвенными покрывалами, чтобы не видеть коэнов.

В начале 70-х годов ХХ века в Израиле появилась традиция массового благословения коэнами народа у Стены Плача. Это происходит во время Песаха и Суккота. Только эти два еврейских праздника имеют так называемые полупразничные дни. Песах и Суккот празднуют в течение 7 дней, но только первый и седьмой дни имеют статус Йом Тов (праздник), а дни между ними называют «будни праздника». Дважды в году, в один их этих полупраздничных дней у Стены Плача в Иерусалиме собираются сотни потомков Аарона и произносят древнюю бенедикцию над тысячами присутствующих.