Найти тему
Эпонимы и Мы

КУЛАК БРЕЖНЕВА

Про дорогого Леонида Ильича ходит множество легенд и анекдотов. Но имя его запечатлено ещё и в эпонимах - например, ДОКТРИНА БРЕЖНЕВА (описание внешней политики Союза ССР периода 1960-х - 1980-х годов глазами западных экспертов) и КУЛАК БРЕЖНЕВА. О последнем - особо.

Фото с сайта https://vsepodrobnosti.ru/blog/43541868534/-CHempion-mira-
Фото с сайта https://vsepodrobnosti.ru/blog/43541868534/-CHempion-mira-

В железнодорожной среде (преимущественно - в Польше) так называли вагонную сцепку, официально именуемую как СА-3 (советская автосцепка третий вариант). Обладая известной долей фантазии, действительно, можно было увидеть в данном механизме два железных кулака. А вот при чём тут Брежнев... Наверное, при том же, при чём и все мы - в глазах прогрессивной западной общественности. Во всяком случае, мы всегда могли этим кулаком погрозить идеологическим противникам, у которых вагоны соединялись не так, как в СССР.

Вагонная автосцепка СА-3 - КУЛАК БРЕЖНЕВА.
Вагонная автосцепка СА-3 - КУЛАК БРЕЖНЕВА.

На самом деле, СА-3 представляет собой вариацию на тему другого изделия - СЦЕПКИ ВИЛЛИСОНА.

Сцепка Виллисона. Фото с сайта https://temofeev.ru/info/articles/istoriya-evropeyskikh-avtostsepok-skhemy-villison-sa-3/
Сцепка Виллисона. Фото с сайта https://temofeev.ru/info/articles/istoriya-evropeyskikh-avtostsepok-skhemy-villison-sa-3/

Но наша, само собой, лучше. Во-первых, виллисонову сцепку надо было обязательно готовить к сцеплению, а советская была всегда готова и позволяла вагонам сцепляться самостоятельно, при простой стыковке. А во-вторых, СА-3 была (и остаётся) более надёжной.

P.S. К слову, сцепок существует довольно много. И в них путаются даже те, кто об этом пишет. Например, вот в этой статье очень хорошо написано про изобретателя СА-3 Валентина Филипповича Егорченко (1892—1952), но вот в качестве иллюстрации почему-то взяли АВТОСЦЕПКУ ДЖАННЕЯ (названа в честь американского изобретателя Эли Дженни/Джаннея (12 ноября 1831 - 16 июня 1912) ), обозвав её "КУЛАКОМ БРЕЖНЕВА".

СЦЕПКА ДЖАННЕЯ. Фото с сайта https://news.myseldon.com/ru/news/index/239910051
СЦЕПКА ДЖАННЕЯ. Фото с сайта https://news.myseldon.com/ru/news/index/239910051

У поездов типа "Сапсан" изначально головные вагоны были оборудованы СА-3, чтобы их можно было цеплять к любому локомотиву и электровозу. Но потом КУЛАК БРЕЖНЕВА заменили на АВТОСЦЕПКУ ШАРФЕНБЕРГА (названа в честь прусского инженера Карла Шарфенберга (3 марта 1874 - 5 января 1938). Которая также используется в вагонах метро и на трамваях.

АВТОСЦЕПКА ШАРФЕНБЕРГА. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Автосцепка_Шарфенберга#/media/Файл:Scepka_81.jpg
АВТОСЦЕПКА ШАРФЕНБЕРГА. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Автосцепка_Шарфенберга#/media/Файл:Scepka_81.jpg

Но, как это всегда бывает, на случай, если всё же понадобится сцепиться с другими кулаками, в "Сапсане" предусмотрен переходник.

P.P.S. Тех, кого заинтересовала данная тема, могу переадресовать на пост, где о сцепках говорится с особой любовью.