Приветствую всех заглянувших на мой канал! Сегодня я расскажу о повести Аркадия Вайнера, написанной совместно с Юлианом Семеновым в 1969 году (в некоторых источниках соавтором указан и Георгий Вайнер). Называется она "Ощупью в полдень" (первое название -"Право ходить по земле"). Это произведение - одно из самых моих любимых у Вайнеров.
Повесть - третья по счёту, где центральным персонажем является Стас Тихонов. Здесь он не женат. Начальник - Шарапов.
Действие происходит в конце 60-х годов в Москве. На пустыре yбита молодая женщина, талантливая журналистка. В результате случайной ошибки судмедэксперта следствие сначала идёт по ложному пути. По ходу расследования выяснится, что дело не в банальной бытовой ссоре, как думалось изначально, просто журналистка узнала чужую тайну, которая тщательно скрывалась. Конечно, виновный в итоге будет найден и справедливость восторжествует.
Я бы не сказала, что сюжет ох как лихо закручен, нет. Но всё-таки закручен. Конечно, в книге есть детали, присущие детективам: скрупулезный анализ, вычисление подoзpeвaeмого чуть ли не дедуктивным методом, маленький оплошность пpecтyпника, на которую обратил внимание Тихонов... Развязка непредсказуемая, удивительная и немного нестандартная, а причина преcтyпленuя кроется в прошлом y.бu.йцы. Не забывайте, что со времени окончания войны прошло тогда всего лишь двадцать с небольшим лет.
Самый напряжённый момент - раскрытие личности злодея. Пре.ступ.ник давно уже жил под личиной добропорядочного гражданина и даже поменял фамилию.
Подозреваемыx было несколько, в том числе и ОН. Сначала у всех имелось алиби - у кого-то железное, у кого-то не очень, но в итоге все вышли из поля зрения милиции. И тут события начали закручиваться с неимоверной скоростью, появились ключевые свидетели, выяснилась причина... Даже когда ЕГО задержали, так и осталось непонятным, кто это (догадки, конечно, были). А кульминационный момент выяснения истины настал... на самой последней странице, когда задержанного ввели в кабинет и следователь обратился к нему по фамилии...
По мере того, как сюжетный клубок стал разматываться, я уже не могла спокойно сидеть на одном месте, постоянно елозила и боролась с желанием открыть последнюю страницу и прочитать фамилию преступника. Да, давненько я не была в таком напряжённо - тревожном ожидании...
К сожалению, по повести ни разу не снимали фильмов в советское время, и, как мне кажется, очень зря. Что касается современных экранизаций, то здесь нам - читателям и зрителям - повезло, причём фактически дважды. В 2016 году свет увидел сериал "Следователь Тихонов". Всего в нём 20 серий, первые 4 - это дело о скрипке Страдивари (повесть "Визит к Минотавру"), все остальные дела по хронометражу занимают по 2 серии. Каждое дело именуется по названию оригинала: "Город принял", "Я, Следователь", "Лекарство против страха" и т.д. Про сам сериал и моё мнение о нём я напишу отдельную статью, здесь же разговор об экранизации "Ощупью в полдень".
Итак, дело по "Ощупью..." ожидает нас в сериях 5 и 6.
Я ещё неоднократно в дальнейшем буду упоминать о том, что в сериале всё очень закручено и перекручено, почти каждый сюжет после обработки сценарной группой настолько стал непохожим на первоначальный, что порой просто диву даёшься фантазии сценаристов. Но я бы не сказала, что это плохо. Где-то такое свежее веяние приходится к месту, где-то не совсем, а где-то сюжетная линия становится абсолютно неинтересной.
На мой взгляд, как раз с адаптацией "Ощупью..." именно так и произошло. Из-за фактически полной переделки сюжета потерялась нить той напряжённости, того момента, который как раз и можно охарактеризовать как ожидание развязки, предвкушение раскрытия тайны преступления и личности самого преступника.
Действие происходит в конце семидесятых, потерпевшая - не журналистка, узнавшая случайно чужую тщательно скрываемую страшную тайну, а манекенщица (ныне их сплошняком называют моделями) с достаточно мутным образом жизни. Тихонов выходит на группy, снимающую и распространяющую непpuстойные фильмы для взрослых. Девица пострадала от неуёмной жадности и глупости. Решила, что шантажом может добиться шикарной безбедной жизни, за что, собственно, и поплатилась.
Главного злoдея не просто показывают, но и на протяжении оставшегося времени до поимки всех действующих лиц ни разу не сомневаются что ОН - это именно ОН, то есть главарь. Скучно и с полным отсутствием интриги.
Однако, не спешите разочаровываться и делать окончательные выводы. Выше я упомянула, что зрителям с экранизацией повезло фактически дважды. Второй раз случился здесь же, в "Следователе..."
Как? Сейчас объясню.
Самые последние 2 серии выбиваются из списка авторских названий и именуются "Ещё одно дело Тихонова" (19 и 20). Так вот, внимание! - именно они максимально приближены к повести "Ощупью в полдень".
Когда я начала смотреть эти серии, сначала просто подумала, что сюжет уж больно на что-то похож. Когда поняла на что, очень обрадовалась.
Конечно, стоит уточнить, что есть там и много намешанной отсебятины. Но основная сюжетная линия осталась.
В этом деле как раз присутствует и журналистка, узнавшая то, чего не стоило, и пpecтупниk с прошлым, которое ему надо скрыть, и ключевой свидетель, который помог расставить точки и распутать это дело...
Так как книжную фамилию пpecтyпника уже использовали в 5 и 6 сериях, то здесь главному редиске присвоили новую.
Что изменили? Впихнули сюда столько невпихуемого, что я просто в очередной раз подивилась фантазии сценаристов: умудрились даже Варвару, жену Шарапова приплести. К тому же логическому завершению, как в книге, в итоге все равно пришли, только очень запутанно и через лабиринты других судеб.
Мне, кстати, понравилось. Но оригинал всё равно лучше.
Кто-то любит сначала произведение прочитать, потом посмотреть и сравнить, кто-то наоборот. В данном случае я не пожалела, что начала с чтения, а потом посмотрела фильмы. В качестве рекомендации советовала бы сначала ознакомиться с оригиналом, затем посмотреть 19 и 20 серии, а уж потом 5 и 6.
На сегодня у меня всё, до скорой встречи!
Мой сайт: Kinotravel.ru