У красавицы Леды, жены спартанского царя Тиндарея было двое детей от мужа (Кастор и Клитемнестра) и двое от Зевса, явившегося к ней в виде лебедя. Родились они единовременно и до сих пор дискутируется вопрос о том, как это происходило (толи родила она два гигантских яйца, в одном из которых было два мальчика - Диоскуры, а в другом - две девочки, толи из яйца вылупились только Полидевк и Елена, а Кастор и Клитемнестра родились обычным путём). Но родились все одновременно и росли вместе.
Для братской дружбы мальчиков никаких препятствий не было. То, что один из них бессмертен, обнаружилось намного позднее, когда смерть пришла за одним из них. А вот различия между девочками, как мне кажется, должны были обнаружиться намного раньше.
Вы только представьте себе, что вы девушка и ваша сестра - Елена Прекрасная. Не говорите мне, что вы будете переполнены восторгом и гордостью за сестру, когда со всей Аттики съедутся цари и герои свататься к вашей сестре. Мне почему-то кажется, что вас будет мучить чувство несправедливости и обида на судьбу. И зависть. Мне кажется, что ваша психика будет несколько деформирована этими чувствами.
Но в конце концов сёстры оказались замужем за братьями, царствовавшими в двух крупнейших городах-государствах тогдашней Греции. Менелай, избранник Елены, изгнанный своим дядей Фиестом из Микен, унаследовал у своего тестя Тиндарея власть над Спартой. А его брат Агамемнон, так же с помощью своего тестя Тиндарея в конце концов получил власть над Микенами, родиной Геракла. К сожалению, власть, отягощённую многочисленными проклятими (Тантала, который пытался накормить богов мясом своего сына, Пелопса, убившего возничего Миртила, чтобы не выполнять обещание, и Атрея, пытавшегося - вот ведь где богатство фантазии! - накормить брата мясом его сыновей).
Агамемнон, скрывавшийся от дядюшки Фиеста у царя Тиндарея, был там и во время великого сватовства греческих героев к Прекрасной Елене. (Кстати, там он и подружился с жившим у Тиндарея хитроумным Одиссеем, придумавшим способ избежать кровопролития, после того, как Прекрасная Елена сделает свой выбор, который возмутит всех женихов (кроме избранного). Связать всех предварительной клятвой. Идея была гениальная! Но из благих намерений рождаются Троянские войны.
Менелай получил руку Прекрасной Елены, Агамемнон женился на её сестре Клитемнестре.
И когда троянский царевич Парис похитил Прекрасную Елену, она и началась. Война всех государств, чьи цари связали себя клятвой с Троей, которая до сих пор их никак не касалась. Менелай позвал на помощь. Агамемнон возглавил войско. Он был замечательным полководцем. Но была у него и пара недостатков. Непререкаемое властолюбие воина и размягчающая тяга к женскому полу. Когда в одном из селений под стенами Трои греки захватили Хрисеиду, Агамемнон взял её себе в наложницы. Но её отец Хрис, жрец Аполлона, взмолился к своему богу, и тот наслал мор на лагерь ахейцев. Чтобы остановить эпидемию, нужно было вернуть Хрисеиду отцу. На Агамемнон заупрямился. И уступил только тогда, когда к общим требованиям присоединился Ахилл, наиболее эффективный воин. Но взамен он забрал наложницу Ахилла, Брисеиду. Оскорблённый Ахилл отказался участвовать в битве... Ну, "Илиаду" вы помните: "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына..."
Но ещё до отплытия под Трою Ахейский флот застрял в беотийской гавани Авлиде из-за безветрия, насланного Артемидой за то, что на охоте была убита её любимая лань. Прорицатель Калхас объявил, что вернуть милость богини можно только принеся в жертву самую любимую дочь Агамемнона и Клитемнестры красавицу Ифигению. И несмотря на сопротивление вождя, войско принудило его пойти на эту жертву. Клитемнестру обманули, сказав, что Ифигению хотят выдать замуж за Ахилла. И жертвоприношение состоялось! Его осуществлял тот же Калхас. На самом-то деле в момент нанесения удара жертвенным ножом богиня Артемида похитила красавицу и перенесла в Тавриду (Крым), где сделала своей любимой жрицей.
И к себе в Микены Агамемнон вернулся с наложницей. Это была дочь троянского царя Кассандра, которой когда-то бог Аполлон за красоту дал дар прорицания, но за отказ лишиться девственности (в порядке благодарности богу) наказал тем, что её предсказаниям никто не верил. (Всё-таки эти боги были какими-то мелочными и меркантильными!). С Кассандрой был и их малолетний сын (по другим источникам - два). Кассандра предвидела свою смерть, но ей все равно никто не поверил.
Клитемнестре возвращение мужа (да ещё с такой нагрузкой!) было крайне нежелательным. К тому времени в её доме уже давно по-хозяйски расположился двоюродный брат Агамемнона Эгисф, сын Фиеста, соблазнивший и утешивший царицу в её одиночестве. Он решил эту проблему. Царя, вернувшегося из дальнего похода немедленно отправили в ванные комнаты, и пока он там отпаривался в горячей ванне, туда привела Клитемнестра вооружённого мечом Эгисфа. И он убил Агамемнона. Так Клитемнестра стала соучастницей и вдохновительницей убийства своего мужа.
В мифологии древних греков месть за убийство была явлением очень распространённым. Смерть за смерть - естественная система расчёта. И не только в мифологии. Мифы ведь отражение реальных отношений.
И противоестественное мужеубийство Клитемнестры порождает ещё одно противоестественное преступление. Её сын Орест должен отомстить за смерть отца и убить его убийцу. Значит, убить мать?
Вот здесь и возникает та нравственная проблема, которую древние греки пытались обсудить, понять и решить в многочисленных произведениях (киклические поэмы, Гагий Трезенский, Пиндар, Стесихор). Право сына на месть за отца. Границы этой мести. Степень предопределённости судьбы Ореста и Клитемнестры. И вообще, может быть, требования обязательной мести уже устарели?