Этим вопросом часто задаются родители, которые длительное время водили ребёнка к логопеду, но особых результатов по улучшению речи не было.
Сегодня мы постараемся на него ответить. Если Вы только планируете начать работу с логопедом - вам это тоже будет полезно знать.
Читайте дальше!
На эффективность занятий влияют 3 основных компонента:
1. Положение с речью у конкретного ребёнка (диагноз);
2. Логопедический подход (методика);
3. Настрой и участие родителей ребёнка.
Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности.
1!!! Положение с речью или диагноз ребёнка.
Есть проблемы только логопедического характера: особенности строения речевого аппарата, неправильно заученная артикуляционная поза и т.д. Есть связанные работой систем участвующих в речи, например слуховой. А есть неврологические, где причиной дефектов речи является недоразвитие тех или иных отделов мозга, недосформированность отдельных его структур.
Все, что касается речевого аппарата, как правило, решается быстрее (подобно быстрому достижению результата у малышей в гимнастике, когда спустя 5-10 занятий малыш уже садится на шпагат).
А если первопричина неврологическая, то результат придётся подождать, даже при интенсивной работе. Работа с мозгом нуждается во времени. Новые нейронные связи формируются путём многократных повторений и медленно.
Но это точно не годы. Речевой аппарат при качественной работе можно выставить нужным образом за 1-2 месяца, то в случае с нейронными связями работа может затянуться на 3-6 месяцев.
Стоит заметить, что мозг пластичен. И чистую речь у ребёнка можно получить даже в очень сложных или запущенных случаях.
2!!! Логопедический подход или методика.
Из нашего опыта можем выделить несколько подходов логопедов:
Подход 1 - Работа строго по протоколам, без включения логики, опыта и интуиции специалиста.
Часто, это подход начинающих специалистов или логопеда «без призвания». Тут процессы, которые можно запускать параллельно - запускаются строго по очереди (например, артикуляция и постановка звуков). Длительность работы вместо 2, 3 месяцев работа растягивается на 10-12.
Подход 2 - логопед с любой методикой, но пассивный по темпераменту, не требовательный или морально слабый. Дети всегда проверяют взрослого на прочность и если чувствуют слабину - стремятся командовать. Ф мы уже писали ранее, что работу логопеда можно сравнить с работой тренера. Тут нужна " крепкая рука", настойчивость.
Занятие с логопедом - это не развлечение, это исправление и улучшение, по сути лечение. И когда этим процессом специалист управляет слабо, когда ребенок активно диктует свои условия - результат ждать приходится долго. Ведь эффективность каждого занятия сильно снижаются.
Подход 3 - Активная работа логопеда нацеленная на результат. Некоторые процессы прорабатываются параллельно. У логопеда активно работает логика, интуиция, он опирается на комплекс проявлений ребенка и выстраивает индивидуальную работу. Умеет вовлечь ребенка в работу, используя разные педагогические подходы. В этом динамика хорошая, результаты видны практически после каждого занятия.
Подход 4 - коммерческий. Логопед не стремится к результату, так как после того, как результат будет достигнут ребенка перестанут водить на занятия. Куда приятнее работать с ребенком год и больше. Взял 5-7 детей и о клиентах можно не переживать очень долго. Сюда же ленивый логопед, который не готов выкладываться, ради результата.
И наконец последний элемент логопедических занятий: настрой и участи родителей. Во первых, подготовка малыша к занятиям. Моральная, когда родитель доносит до ребенка серьезность и ответственность занятий, определяет мотивационные мероприятия. Во вторых, выполнение домашних занятий. логопеды часто предлагают родителю простые упражнения, которые закрепляют эффект занятия. Вместо вывода стоит сказать, любая схема работы, направленная на речевой аппарат рано или поздно дает результат. Просто один и тот же результат можно получить за разный период времени. Если коррекция так и не произошла, возможно, Вы ее не дождались. Иногда, после смены логопеда речь стремительно улучшается, но это благодаря подготовительной работе, которую провел предыдущий логопед.
Теперь Вы знаете, что влияет на результат и можете самостоятельно проанализировать, что стало причиной задержки в Вашем случае.