(Расстояние от волости [с.Боготол Мариинского уезда Томской губернии] и базара 25 в., от церкви 1 в., от линии железной дороги 15 в.; наличное население 30 домохозяйств и 215 душ об.п.; надельных душ 145; удобной земли 2980 дес., из них леса 847 дес., всего с неудобной 2999 дес.; свободной земли на 45 душ).
Посёлок образован в 1890 году 28 семьями. Всё население - крестьяне Курской губернии; большинство (19 семей) - малороссы из Судженского уезда, Замостянской волости; из четвертных владельцев, потомки козаков; остальные - из Фатежского уезда, разных волостей, и Дмитриевского уезда, Воблинской волости, частью бывшие помещичьи крестьяне, частью четвертные владельцы, все великороссы. В 1892 г. прибыла ещё одна семья (тоже из Замостянской вол.), которая получила приёмный приговор.
Хозяйственное положение. Из 29 зарегистрированных домохозяйств одно было безземельным, два владели землёй на общинном праве (надел 1.75 и 2 десятины), все остальные - на четвертном праве. У Судженских, однако, земля в двух полях "уже очень давно" была переделена по душам, в третьем же, вследствие сопротивления широкодачников, осталась непеределённой, так что в этом поле большинство зарегистрированных вовсе не имело земли. Вообще преобладали - особенно у Судженских - весьма незначительные участки: более 3 десятин имело всего 5 семей - из них 4 - Фатежские и Дмитриевские; 5 семей (из них 3 - Фатежские и Дмитриевские) имело от 2 до 3 десятин; 16 семей Судженских имело менее 2 десятин, из них 7 - менее десятины. Таким образом огромное большинство решительно не могло просуществовать на своей земле. В силу этого 62% зарегистрированных дворов прибегало к аренде,- всего снимали 41 десятину. Арендовали преимущественно за денежную плату: за десятину под озимь платили 25 р., под яровое - от 12 до 15 р.
Посевная площадь зарегистрированных дворов равнялась 68 десятинам, т.е. в среднем на двор по 2,3 десятины; преобладали запашки менее 2 десятин; хотя вовсе не имел запашки только один двор, но значительная часть обрабатывала землю чужим инвентарём; из 29 зарегистрированных семей 10 были безлошадными, 7 - не имели коровы; только 10 дворов имело более 1 лошади, 5 - более 1 коровы. Главным занятием наиболее бедных землёй - Судженских - являлось не земледелие, а кирпичное мастерство, которым занимались в виде отхожего заработка: ходили делать кирпичи в Таврическую и Екатеринославскую губернии и в Кубанскую область.
Переселение. Как на причину, побудившую к переселению, большинство новосёлов указывает на абсолютный недостаток земли: "не на чем жить", "земли мало", "утеснение" - таковы ответы, дававшиеся при подворной описи. Мысль о переселении была внушена объявлениями, выставленными в волостных правлениях (?); хлопоты о разрешении начались с 1887 г., и в 1889 г., по последовавшему разрешению, двинулась большая партия, которая и водворилась в Дмитриевской волости (того же Мариинского округа); Ильинским новосёлам разрешение было объявлено только в конце 1889 г., так что они могли двинуться в путь только весной 1890 г.; задержку эту новосёлы приписывают недобросовестности волостной администрации.
О разрешении ходатайствовали, не имея никаких сведений "о новых местах", по наслышке; в проходных свидетельствах была указана для водворения Дмитриевская волость, - но заготовленные там участки оказались сполна заселёнными, почему новосёлы и были направлены местными чинами по образованию переселенческих участков в Боготольскую.
Выселялись хотя и малоземельные, но далеко не беднейшие, а преимущественно среднесостоятельные домохозяева. При ликвидации имущества землю продавали только в непеределённом поле, переделённая же оставалась "на общество" без всякого вознаграждения; продавали землю по ценам от 50 до 100 р. и дороже за десятину; всего за 32 десятины было выручено 2845 р., что даёт в среднем рл 89 р. за десятину - значительно дороже, нежели обыкновенно продаётся четвертная земля при переселении. Усадебную землю продавали вместе с домами, за полцены; движимость также всю распродали, так что с собой взяли только одну одежду. Всего за землю вместе с имуществом было выручено 9270 р., из коих взято в дорогу 9160 р.; лишь две семьи взяли с собой менее 100 р., почти 0.6 от общего числа зарегистрированных дворов - более 200, пять семей - более 400 р.
Вс Ильинские новосёлы шли паровыми сообщениями на Курск, Нижний, Пермь и Тюмень; отсюда несколько семей пошли на пароходе, прождав, вследствии большого скопления переселенцев, от 3 до 6 недель. Большинство предпочло ехать на лошадях, за которых, благодаря тому же скоплению и вызванному им спросу, платили весьма дорого: за хорошую лошадь давали 45-55 р., с телегой и упряжкой - 75 и до 85 р., огда как нормальная цена лошади не превышала 15-20 р., телеги - 14 или 15 р. Общая продолжительность пути доходила до 3 месяцев, из которых 3 недели стояли в Тюмени и 40-42 дня шли на лошадях. Стоимость пути, по индивидуальным показаниям, определяется следующим образом:
причём хлеб на всю дорогу был взят из дому. По данным подворной описи (вероятно сильно преувеличенным) дорога обошлась на все зарегистрированные 29 семей в 6500 р., или в среднем на семью по 224 р., не считая полученных пособий: последние выданы были в Тюмени, из числа зарегистрированных, 21 семей, в количестве всего 321 р. Тем не менее многие издержали все свои средства, не дойдя до места, так что, например, из партии в 40 семей, одновременно вышедшей из Замостянской волости, Судженского уезда, до места дошла всего 21 семья, остальные же отстали и водворились в Тобольской губернии; из добравшихся до места некоторые части пути шли "христовым именем". Большой смертности в пути не было.
Ушло из Ильинского посёлка на родину 5 семей, прожив одну зиму. Причину ухода оставшиеся усматривают в изобилии мошки, комара и вообще гнуса.
История заселения участка, отношения к старожилам. Посёлок образовался сразу, в июле 1890 г., - после того прибыла по паспорту только одна семья, которой общество дало приёмный приговор, взяв в свою пользу 25 р.; в 1893 г. эта семья, как и все прочие, была водворена и зачислена в счёт имеющих право на пользование участком. Отношениями к старожилам новосёлы довольны, хотя вначале стали с ними из-за запаханных паров в довольно острые отношения: участки, занятые пос.Ильинским (см.ниже), были образованы ещё в 1887 г., но старожилы продолжали ещё самовольно пахать землю; отводивший участок чиновник М.Г.И. разъяснил новосёлам, что они имеют право взять в свою пользу как посеянный хлеб и накошенное сено, так и заготовленные пары; новосёлы воспользовались этим правом только по отношению к последним и, разделив их по душам, тотчас же засеяли. На притеснения со стороны старожилов новосёлы не жалуются; очень одобряют их гостеприимство: "всегда пустят ночевать да накормят, и ничего не возьмут за это".
Землевладение - переселенческие участки Росихин и Раменский, ныне соединённые в один участок; свободной земли на 45 душ. По общему характеру местности участки эти очень сходны с близлежащим участком пос.Павловского (№3); площади увального характера, правда, занимают здесь большую часть территории, но зато эти площади лишь небольшими клочками расчищены, в наибольшей же части своей поросли крупной лиственницей, расчистка которой пока непосильна для переселенцев, почему и являются для последних, несмотря на хорошую почву, мёртвым запасом. Пашут исключительно по слабо-выпуклым, "лОбистым гривкам" между кОлков и "жидких" мест; почва по гривкам- недурной, слегка комковатый чернозём, на низких местах переходящий в "жидкую" почву. Косят почти исключительно пырейную траву по залежам; по непаханым еланям - крупная, бурьянистая трава, которой почти не косят, так как имеют в своём распоряжении много залежей: в 1893 г. накошено в среднем на двор по 174 копны. Леса очень много - преобладает дровяной, но немало мелкого строевого и очень крупных перезрелых деревьев; лес эксплуатируется только на собственные нужды. В-общем участок, как и другие лежащие на левом берегу р.Улуя участки (см. №№ 3 и 5), имеет притаёжный характер, почему урожаи хлебов значительно хуже, чем на расположенных за Улуем землях старожилов с.Вагина; скот и люди очень страдают от гнуса, много ущерба причиняют медведи.
Землепользование - вольное по отношению ко всем видам угодий; передела не производят, так как в этом нет надобности - земли всем хватает.
Посёлок расположен вдоль левого берега Улуя; постройки - в одну улицу; дома все бревенчатые, крытые дёрном или соломой, значительное большинство в один сруб; заборы и надворные постройки - преимущественно из тонких брёвен, всё очень свежо и крепко. Вода - из р.Улуя, вполне хороша и доступна.
Хозяйственное развитие и современное положение. Ильинские новосёлы пришли, в-общем, с довольно хорошими средствами: по данным подворной описи (вероятно несколько уменьшенным) принесли с собой (не считая стоимости лошадей) 2660 р., или в среднем по 92 р. на семью; впрочем главная масса денег сосредоточилась в руках меньшинства: 5 семей принесло с собой от 200 до 400 р., 7 семей - от 100 до 200 р., остальные 17 семей пришли без средств или принесли небольшие суммы, не свыше 50 рублей. Пособия получили почти все, совершенно независимо от степени благосостояния. О продовольственной ссуде ходатайствовали тотчас по прибытии, в июле 1890 г. - просили 2921,5 пудов хлеба; разрешение ссуды последовало в апреле 1891 г. в размере 775 р., из которых действительно выдано 578 р. 75 к. Выдача производилась хлебом, которого наличные дворы, по данным подворной описи, получили 1415 пудов; хлеб закупали волостные начальники, по ценам гораздо выше рыночной: в то время, когда последняя не превышала 30 к., хлеб был приторгован по 42 к., но вследствии вмешательства губернской власти торги были повторены и хлеб куплен по 38 к. за пуд. О погашении ссуды есть сведения за первые 2 года, когда срочные взносы были уплачены полностью. О ссудах на домообзаводство новосёлы ходатайствовали в апреле 1892 г., - разрешение же последовало 22 сентября того же года в размере 30 р. на каждую семью. Казённого леса на постройку новосёлы не взяли, так как лес был отведён слишком далеко, а "вывезти его было не на чем".
Первую зиму по прибытии почти все новосёлы прожили на квартирах в с.Вагином, платя с семьи: летом по 50 к., зимой по 1 р. в месяц; - только 3 семьи сразу поселились в своих избах, хотя почти все (23 семьи) сразу начали застройку. Четыре семьи, пришедшие с бОльшими средствами, сразу встали на ноги и "чужой работы не работали", все остальные начали с заработков у Вагинских старожилов, причём более половины - 15 семей - отпускали работников "в срок". Первые посевы произвели тотчас по приходе, на заготовленных старожилами парах (которые поделили по 0.1 десятины на душу); в том же 1890 г. 18 дворов начали самостоятельную запашку, и уже со следующего года 16 семей начали продовольствоваться круглый год собственным хлебом; почти все остальные начали пахать в продолжении следующих трёх лет.
Современное хозяйственное положение новосёлов очень благоприятно, хотя благосостояние здесь менее равномерно, нежели например в посёлках №№ 2 и 3: из 30 наличных домохозяйств одно не имеет лошади, земледельческого инвентаря и запашки, другое имеет всего 1 лошадь и засевает менее 1 десятины, три семьи не имеют коровы; зато половина - 15 семей - имеет по 2 сохи, 17 - по 3 и по 4 бороны, 18 семей имеет от 4 до 6 рабочих лошадей, 16 - по по 2 коровы и более, 11 - засевает более 8 десятин; в среднем на двор приходится по 6,7 десятин посевной площади, по 3,4 рабочих лошади и по 1,6 коровы; более 2/3 - 21 семья - довольствуется собственным хлебом, из них 19 имеет продажные излишки. Несмотря на это половина (15 семей) общего числа новосёлов не перестала ещё работать по найму, а пять семей отпускают ещё работников "в срок". Новосёлы отрицают влияние размера ринесённых средств на современное хозяйственное положение: "Сибирь всех сровняла, - кто с деньгами пришёл, кто без денег; иной иной без всего пришёл, да хорошо завёлся; другой и с деньгами, да не мог".
Ремёслами занимается всего 4 семьи (плотники, сапожники, портные); в частности кирпичным ремеслом не занимается никто, так как поблизости нет ни хорошей глины, ни песку. Других заработков нет; на постройке железной дороги почти не работают - хлебопашество не оставляет свободного времени.
Земледелие. Хозяйство во всём сибирское, залежно-паровое; унаваживать землю не пробовали, так как "и без назьму из земли некуда девать жиру". Из хлебов преобладает озимая рожь, немногим меньшую площадь занимает овёс; ячменя и пшеницы сеют понемногу, ярицы почти вовсе нет. Орудия - местные; 10 семей привезли с собой "российские" сохи, одна - плуг, но все эти орудия брошены, так как новосёлы признали их непригодными. При обработке почвы крайне трудно соблюсти надлежащую меру - "не угодишь: много пахать землю, - хлеб поляжет, мало пахать - ничего не уродится"; чрезвычайно много сорных трав, очень вредящих хлебам; причина в том, что "земля непробойныя", - не утолачивается скотом.
Урожаи весьма неравномерные, - "не как в России": рожь, когда поляжет, иногда не возвращает семян, а при хорошем урожае она давала по 120 и более пудов с десятины; очень плохие урожаи ржи были в 1891 и 1892 г., в 1893 очень хороший, - яровые наоборот.
На продажу идёт главным образом овёс, рожь в гораздо меньшем количестве.
Скотоводство. Скот местной породы, содержится совершенно как у старожилов. о отзывам новосёлов, лошади не хуже "российских"; коровы и по молочности, и на убой "половины стоят", овцы - тоже; причину этого явления новосёлы видят в краткости сибирского лета и в "гнусе".
Обложение. По платежу казённых податей новосёлы состояли на полной льготе, но с 1894 г. имели поступить на 0.5 оклад; мирские сборы раскладываются на все души мужского пола, считанные при водворении на участок.
Общий взгляд. Места не очень хорошие - земля плоха, "гнуса" много; "сначала шибко не поглянулось, - кабы не в артели были, все бы назад ушли". Теперь обжились и не только не думают о возвращении, но даже зовут родных и соседей. Боятся однако, что когда участок населится полным числом душ, станет тесно. Недовольны отсутствием фруктов и огородных овощей: "здесь один хлеб едим; в России садовина да овощ, а здесь ничего".
ИСТОЧНИК: Кауфман, Александр Аркадьевич. Хозяйственное положение переселенцев, водворенных на казенных землях Томской губернии, по данным произведенного в 1894 г., по поручению г. томского губернатора, подворного исследования / А. А. Кауфман. - СПб., 1895-1896. Т. 1 : Описания отдельных поселков и поселенные таблицы, ч. 1 : [Хозяйственное положение переселенцев в поселках и приселениях Мариинского округа ] : [описания поселков и приселений, поселенные таблицы]. - 1895. - XXV, 348, 177 с., [1] л. табл. : табл. http://elib.shpl.ru/ru/nodes/45969-t-1-opisaniya-otdelnyh-poselkov-i-poselennye-tablitsy-ch-1-hozyaystvennoe-polozhenie-pereselentsev-v-poselkah-i-priseleniyah-mariinskogo-okruga-1895#mode/inspect/page/48/zoom/6
----------------------------------------—
Результаты всех исследований выкладываются в этом сообществе, а также на канале "Места моей истории" (дзен и телеграм). Поучаствовать в исследовании можно,переведя любую сумму на мою Юмани.Карту (там есть разные способы перевода): https://yoomoney.ru/to/410012113704025