Найти в Дзене
Муки Зву

«Art of Noise»: Искусство шума – много звуков из ничего. Или что общего у Винни Пуха и анонимных электронщиков.

Vol.19 из серии «100 альбомов, изменивших мое музыкальное мировоззрение» Британская группа новой волны, образовавшаяся в 1983 году в Лондоне и исполнявшая электронную музыку, соединившую в себе элементы техно-попа и авангардного минимализма. «Art of Noise» была собрана из программиста, инженера, продюсера, журналиста и пианистки, исповедовавших имидж «антигруппы» (предполагающий анонимность участников). Своё название музыкальные неофиты взяли из эссе футуриста Луиджи Руссоло, одним из первых в начале XX века начавшего экспериментировать с шумовым искусством. Интеллектуальное ядро «Art Of Noise» составили продюсер Тревор Хорн и музыкальный журналист Пол Морли, которым помогали пианистка и композитор Энн Дадли (впоследствии ставшая центральной фигурой проекта), клавишник-программист Джей Джезалик и звукоинженер Гэри Лэнган. Что касается стилистики, то даже самые матерые музыкальные критики затрудняются дать однозначное определение их музыке. Когда б вы знали, из какого сора… К каким толь
Оглавление

Vol.19 из серии «100 альбомов, изменивших мое музыкальное мировоззрение»

Британская группа новой волны, образовавшаяся в 1983 году в Лондоне и исполнявшая электронную музыку, соединившую в себе элементы техно-попа и авангардного минимализма. «Art of Noise» была собрана из программиста, инженера, продюсера, журналиста и пианистки, исповедовавших имидж «антигруппы» (предполагающий анонимность участников). Своё название музыкальные неофиты взяли из эссе футуриста Луиджи Руссоло, одним из первых в начале XX века начавшего экспериментировать с шумовым искусством.

Анонимность музыкантов в крови у английских «взрывателей» общественного сознания
Анонимность музыкантов в крови у английских «взрывателей» общественного сознания

Интеллектуальное ядро «Art Of Noise» составили продюсер Тревор Хорн и музыкальный журналист Пол Морли, которым помогали пианистка и композитор Энн Дадли (впоследствии ставшая центральной фигурой проекта), клавишник-программист Джей Джезалик и звукоинженер Гэри Лэнган. Что касается стилистики, то даже самые матерые музыкальные критики затрудняются дать однозначное определение их музыке.

Когда б вы знали, из какого сора…

К каким только музыкальным направлениям и течениям их не причисляли. Rock, Electronic, Avant-Garde, New Wave, Experimental Rock, Alternative, Indie Rock, Punk, New Wave, Contemporary, Ambient, Industrial, Techno, Leftfield, Abstract, Modern Classical, Synth-pop... Но ни одно из этих названий не в состоянии целиком охарактеризовать творчество «Art of Noise».

Как рассказывает участник «Art of Noise» Энн Дадли: «Наша студийная команда работала с Тревором Хорном. Мы продюсировали «Lexicon of Love» ABC и «Duck Rock» Малькома Макларена, а в свободное время стали играть музыку. Тревор достал из Австралии новый синтезатор — Fairlight, который заворожил нас. С ним стало намного проще сэмплировать — например, мы брали собачий лай и потом проигрывали его на разной высоте.

Мы сочинили композицию из множества фрагментов и сэмплов. Там был звук мотора соседского VW Golf и отрывки, в которых Гэри Лэнган и Джей Джезалик произносят «urgh» и «money» — мы их проиграли задом наперед.

Гэри засел все это сводить. В те времена приходилось натурально резать ленту лезвием. У нас получилось что-то причудливое, но мы не думали, что из этого можно сделать сингл. К нашему удивлению, он добрался до 8 места в чартах».

Видимо то, что музыка группы создавалась техногиками и IT-музыкантами сыграло немалую роль в популярности «Искусства Шума» в программистской среде. «Суровые» мужчины в минуты «привала» между своими софт-делами, закаленные в первых компьютерных схватках с «Диггером» и «Арканоидом», впитали в себя с потом и болью звук первых PC-games. Поэтому завораживающие звуки «Art of Noise» легли на благодатную почву, подготовленную великим искусством звукоизвлечения из компьютерного динамика.

ИФ НИЦЭВТ – продвинутая вольница программистов

С третьего курса института я начал трудиться помимо ВЦ на нашем факультете кибернетики еще и в одной интересной конторе программистов. ИФ НИЦЭВТ – Иркутский Филиал Научно-Исследовательского Центра Электроники и Вычислительной Техники, базировавшийся в нашем Академгородке, центре институтов Сибирского Отделения АН СССР.

Позади института есть второе здание «Геокамера», соединенное с основным переходом на втором этаже, в котором и располагалась наша контора
Позади института есть второе здание «Геокамера», соединенное с основным переходом на втором этаже, в котором и располагалась наша контора

Мы разрабатывали для разных учреждений (от Улан-Удэнского стекольного завода до Хомутовского колхоза) свой специализированный софт на foxbase и С++ и продавали вместе с персональными компьютерами, тогда это были АТ-286 и АТ-386. Чтобы было понятно, какой уровень цен был тогда на компьютеры, надо взглянуть на стоимость ПК в 1991 году – около 50 тысяч рублей в зависимости от комплектации и прочих факторов.

Вот примерно на таком PC мы и ваяли свой нетленный софт
Вот примерно на таком PC мы и ваяли свой нетленный софт

Наша директриса устанавливала стоимость договора так, чтобы половину составляла техника, а другая – АРМ и прочие услуги. Поэтому регулярные корпоративы по отмечанию очередного трудового подвига или ДР превращали наши будни в незабываемый алкогольный фейерверк, который любила сама руководительница. Наш дружный мужской коллектив был одного возраста 24-26 лет, график работы свободный (но чтобы свои задачи каждый решал в установленный срок), большая часть не женатые.

«Art of Noise», как трудовой и свадебный фон

Первые пару месяцев я изучал СУБД на базе dBase (чтобы потом сразу перейти на foxbase), одновременно с приятелем проходил «Принца Персии» (мы вручную составили таблицу правильных комбинаций для входа в записанный уровень!) и много слушал современной музыки (в общем зале было много разной аудиотехники). В духе продвинутой вольницы у нас был демократический подход к подбору мелодий для общего звучания – ни в коем случае на русском языке (отвлекает), не очень громко и не хард-рок. Приветствовались электронные композиции с минимумом текстов.

Вот так в первый раз я услышал «Art of Noise». Мне сразу понравилась необычная музыка с включением каких-то звуков природы и животных, промышленных и уличных шумов, фраз людей, церковных песнопений, этнических напевов. Ритмическая конструкция становилась яркой и насыщенной. Мелодии перемежались от вызывающе режущих слух до успокаивающих релаксных. Одну из таких медитативных композиций «Crusoe» использовала иркутская юная телекомпания «Видеоканал» («АИСТ») в длинных промежутках между показом видеофильмов и новостной передачей «СейЧас».

Мне так запала музыка «Art of Noise» в душу, что даже когда готовился к своей свадьбе, то подбирая музыку для записи (тогда крутили музыку на бобинах и кассетах), заказал на одну катушку альбом «AOF» «Below The Waste» 1989 г. на одну сторону, а на вторую Патрисия Каас, очень модную тогда. Понятно, что гости без конца крутили француженку с ее «Mademoiselle Chante Le Blues», но уж потом после всех обязательных свадебных мероприятий я спокойно наслаждался любимой музыкой.

Справедливости ради отмечу, что одна штучка «Art of Noise» попала все-таки в настроение публики -- «Yebo!». Оригинальная композиция с уникальным вокалом зулусских музыкантов Mahlathini и The Mahotella Queens. Этнические африканские мотивы входили в моду у культуртрегеров шоу-бизнеса, поэтому музыка звучала свежо и бодро.

Что роднит Винни Пуха и группу «Art of Noise»

Всем мы с детства слушали веселую песенку Винни Пуха в озвучании гениального Евгения Леонова. Беззаботный летун на воздушных шарах и «победитель» неправильных пчел жил в полной гармонии с собой и окружающим миром. Интересно, что общего у героя детской книжки Алана Милна и оригинальной группы-инерпретатора шумов и звуков в ритме синти-попа кроме британского происхождения?

Вспомним, что пел в свое знаковой песенке медвежонок Пух в жанре неведомого для 1969 года музыкального стиля -- рэп:

Если я чешу в затылке --
Не беда!
В голове моей опилки,
Да, да, да.
но хотя там и опилки,
Но кричалки и вопилки,
А также:
Шумелки, пыхтелки и сопелки, --
Сочиняю я неплохо иногда.
Да!

Мало того, что он перечисляет все виды собственных шумов и звуков, которые он использует при сочинении своих шедевральных композиций. Винни Пух аранжирует свою песню природными фонемами: звон колокольчиков, плеск рыб в речке и жужжание пчел над дубом. Налицо полный арт-комплект для исполнителя шумового искусства, такого как «Art of Noise». Т.е. Винни Пух задолго наступления 80-х годов начал петь рэп и предвосхитил появление такого музыкального направления, где блистали «Yello» и «Art of Noise».

А если серьезно, то музыка «Art of Noise» во многом обозначила эпоху наступления цифровой эпохи в шоу-бизнесе, нового взгляда на формирование и создание музыкальных синглов постиндустриальной эпохи. Пусть их недолгий путь обозначен всего 4 номерными альбомами, они оставили яркий след на музыкальном небосклоне. Советское и российское ТВ нещадно эксплуатировало творчество «AOF» в лучших пиратских традициях, особенно композиции «Crusoe» и «Peter Gunn».

Я старался покупать попадающиеся компакт-диски группы и периодически переслушиваю их. Музыка «Art of Noise» вошла в мою жизнь с большими переменами в моей жизни – поэтому составила часть культурного фона времени, конца советской эпохи.

Собрание альбомов «Art of Noise»
Собрание альбомов «Art of Noise»

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы #культура #музыка  #кино на которые я пишу, то можете прочитать:

Выпуск 1: Группа «Queen» в СССР в 1980 г. God Save The Queen!

Выпуск 2: Советская космомузыка «Zodiac» из холодной Прибалтики

Выпуск 3: Джанни Моранди – итальянский певец № 2 в СССР.

Выпуск 8: Renato Carosone «Whisky & Soda & Rock 'n' Roll» – неаполитанский король свинга и джаза.

Выпуск 10: «Jesus Christ Superstar» для рожденного в СССР — рок-опера в неритмичной стране.

Выпуск 15: «Genesis»: Демонический смех Фила Коллинза в песне «Мама» вселял в слушателя тревогу и беспокойство.

Выпуск 16: Музыка швейцарского дуэта «Yello» также многообразна, как швейцарский нож, и также узнаваема своими фанатами.

Выпуск 17: «Алиса»: Идет волна, прислушайтесь к звуку!

Выпуск 18: «Saragossa Band»: Я немецкий озорной бамбук!