Vol.19 из серии «100 альбомов, изменивших мое музыкальное мировоззрение»
Британская группа новой волны, образовавшаяся в 1983 году в Лондоне и исполнявшая электронную музыку, соединившую в себе элементы техно-попа и авангардного минимализма. «Art of Noise» была собрана из программиста, инженера, продюсера, журналиста и пианистки, исповедовавших имидж «антигруппы» (предполагающий анонимность участников). Своё название музыкальные неофиты взяли из эссе футуриста Луиджи Руссоло, одним из первых в начале XX века начавшего экспериментировать с шумовым искусством.
Интеллектуальное ядро «Art Of Noise» составили продюсер Тревор Хорн и музыкальный журналист Пол Морли, которым помогали пианистка и композитор Энн Дадли (впоследствии ставшая центральной фигурой проекта), клавишник-программист Джей Джезалик и звукоинженер Гэри Лэнган. Что касается стилистики, то даже самые матерые музыкальные критики затрудняются дать однозначное определение их музыке.
Когда б вы знали, из какого сора…
К каким только музыкальным направлениям и течениям их не причисляли. Rock, Electronic, Avant-Garde, New Wave, Experimental Rock, Alternative, Indie Rock, Punk, New Wave, Contemporary, Ambient, Industrial, Techno, Leftfield, Abstract, Modern Classical, Synth-pop... Но ни одно из этих названий не в состоянии целиком охарактеризовать творчество «Art of Noise».
Как рассказывает участник «Art of Noise» Энн Дадли: «Наша студийная команда работала с Тревором Хорном. Мы продюсировали «Lexicon of Love» ABC и «Duck Rock» Малькома Макларена, а в свободное время стали играть музыку. Тревор достал из Австралии новый синтезатор — Fairlight, который заворожил нас. С ним стало намного проще сэмплировать — например, мы брали собачий лай и потом проигрывали его на разной высоте.
Мы сочинили композицию из множества фрагментов и сэмплов. Там был звук мотора соседского VW Golf и отрывки, в которых Гэри Лэнган и Джей Джезалик произносят «urgh» и «money» — мы их проиграли задом наперед.
Гэри засел все это сводить. В те времена приходилось натурально резать ленту лезвием. У нас получилось что-то причудливое, но мы не думали, что из этого можно сделать сингл. К нашему удивлению, он добрался до 8 места в чартах».
Видимо то, что музыка группы создавалась техногиками и IT-музыкантами сыграло немалую роль в популярности «Искусства Шума» в программистской среде. «Суровые» мужчины в минуты «привала» между своими софт-делами, закаленные в первых компьютерных схватках с «Диггером» и «Арканоидом», впитали в себя с потом и болью звук первых PC-games. Поэтому завораживающие звуки «Art of Noise» легли на благодатную почву, подготовленную великим искусством звукоизвлечения из компьютерного динамика.
ИФ НИЦЭВТ – продвинутая вольница программистов
С третьего курса института я начал трудиться помимо ВЦ на нашем факультете кибернетики еще и в одной интересной конторе программистов. ИФ НИЦЭВТ – Иркутский Филиал Научно-Исследовательского Центра Электроники и Вычислительной Техники, базировавшийся в нашем Академгородке, центре институтов Сибирского Отделения АН СССР.
Мы разрабатывали для разных учреждений (от Улан-Удэнского стекольного завода до Хомутовского колхоза) свой специализированный софт на foxbase и С++ и продавали вместе с персональными компьютерами, тогда это были АТ-286 и АТ-386. Чтобы было понятно, какой уровень цен был тогда на компьютеры, надо взглянуть на стоимость ПК в 1991 году – около 50 тысяч рублей в зависимости от комплектации и прочих факторов.
Наша директриса устанавливала стоимость договора так, чтобы половину составляла техника, а другая – АРМ и прочие услуги. Поэтому регулярные корпоративы по отмечанию очередного трудового подвига или ДР превращали наши будни в незабываемый алкогольный фейерверк, который любила сама руководительница. Наш дружный мужской коллектив был одного возраста 24-26 лет, график работы свободный (но чтобы свои задачи каждый решал в установленный срок), большая часть не женатые.
«Art of Noise», как трудовой и свадебный фон
Первые пару месяцев я изучал СУБД на базе dBase (чтобы потом сразу перейти на foxbase), одновременно с приятелем проходил «Принца Персии» (мы вручную составили таблицу правильных комбинаций для входа в записанный уровень!) и много слушал современной музыки (в общем зале было много разной аудиотехники). В духе продвинутой вольницы у нас был демократический подход к подбору мелодий для общего звучания – ни в коем случае на русском языке (отвлекает), не очень громко и не хард-рок. Приветствовались электронные композиции с минимумом текстов.
Вот так в первый раз я услышал «Art of Noise». Мне сразу понравилась необычная музыка с включением каких-то звуков природы и животных, промышленных и уличных шумов, фраз людей, церковных песнопений, этнических напевов. Ритмическая конструкция становилась яркой и насыщенной. Мелодии перемежались от вызывающе режущих слух до успокаивающих релаксных. Одну из таких медитативных композиций «Crusoe» использовала иркутская юная телекомпания «Видеоканал» («АИСТ») в длинных промежутках между показом видеофильмов и новостной передачей «СейЧас».
Мне так запала музыка «Art of Noise» в душу, что даже когда готовился к своей свадьбе, то подбирая музыку для записи (тогда крутили музыку на бобинах и кассетах), заказал на одну катушку альбом «AOF» «Below The Waste» 1989 г. на одну сторону, а на вторую Патрисия Каас, очень модную тогда. Понятно, что гости без конца крутили француженку с ее «Mademoiselle Chante Le Blues», но уж потом после всех обязательных свадебных мероприятий я спокойно наслаждался любимой музыкой.
Справедливости ради отмечу, что одна штучка «Art of Noise» попала все-таки в настроение публики -- «Yebo!». Оригинальная композиция с уникальным вокалом зулусских музыкантов Mahlathini и The Mahotella Queens. Этнические африканские мотивы входили в моду у культуртрегеров шоу-бизнеса, поэтому музыка звучала свежо и бодро.
Что роднит Винни Пуха и группу «Art of Noise»
Всем мы с детства слушали веселую песенку Винни Пуха в озвучании гениального Евгения Леонова. Беззаботный летун на воздушных шарах и «победитель» неправильных пчел жил в полной гармонии с собой и окружающим миром. Интересно, что общего у героя детской книжки Алана Милна и оригинальной группы-инерпретатора шумов и звуков в ритме синти-попа кроме британского происхождения?
Вспомним, что пел в свое знаковой песенке медвежонок Пух в жанре неведомого для 1969 года музыкального стиля -- рэп:
Если я чешу в затылке --
Не беда!
В голове моей опилки,
Да, да, да.
но хотя там и опилки,
Но кричалки и вопилки,
А также:
Шумелки, пыхтелки и сопелки, --
Сочиняю я неплохо иногда.
Да!
Мало того, что он перечисляет все виды собственных шумов и звуков, которые он использует при сочинении своих шедевральных композиций. Винни Пух аранжирует свою песню природными фонемами: звон колокольчиков, плеск рыб в речке и жужжание пчел над дубом. Налицо полный арт-комплект для исполнителя шумового искусства, такого как «Art of Noise». Т.е. Винни Пух задолго наступления 80-х годов начал петь рэп и предвосхитил появление такого музыкального направления, где блистали «Yello» и «Art of Noise».
А если серьезно, то музыка «Art of Noise» во многом обозначила эпоху наступления цифровой эпохи в шоу-бизнесе, нового взгляда на формирование и создание музыкальных синглов постиндустриальной эпохи. Пусть их недолгий путь обозначен всего 4 номерными альбомами, они оставили яркий след на музыкальном небосклоне. Советское и российское ТВ нещадно эксплуатировало творчество «AOF» в лучших пиратских традициях, особенно композиции «Crusoe» и «Peter Gunn».
Я старался покупать попадающиеся компакт-диски группы и периодически переслушиваю их. Музыка «Art of Noise» вошла в мою жизнь с большими переменами в моей жизни – поэтому составила часть культурного фона времени, конца советской эпохи.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы #культура #музыка #кино на которые я пишу, то можете прочитать:
Выпуск 1: Группа «Queen» в СССР в 1980 г. God Save The Queen!
Выпуск 2: Советская космомузыка «Zodiac» из холодной Прибалтики
Выпуск 3: Джанни Моранди – итальянский певец № 2 в СССР.
Выпуск 8: Renato Carosone «Whisky & Soda & Rock 'n' Roll» – неаполитанский король свинга и джаза.
Выпуск 10: «Jesus Christ Superstar» для рожденного в СССР — рок-опера в неритмичной стране.