Найти тему
КиноРаритет

Действительно ли устарел «Чужой» Ридли Скотта, как заявляют некоторые

Был немало удивлён, услышав из уст стримера, философа и большого любителя ужастиков Анатолия Убермаргинала заявление о том, что «Чужой» режиссёра Ридли Скотта сильно устарел. «Быть такого не может!», - подумал я, и решил проверить. Тем более, что как раз прикупил новый телевизор и получил возможность пересмотреть один из любимейших фильмов на большом экране.

Вообще, есть у меня, наверное, странная для заядлого киномана особенность – я очень редко пересматриваю любимые фильмы. Различное барахло, которое мне не понравилось с первого взгляда, могу пересматривать впоследствии множество раз. А вот полюбившееся – нет. Стараюсь не испортить впечатления, не дать возникшим при первом просмотре эмоциям поблекнуть, стереться.

Сигурни Уивер в фильм «Чужой» Ридли Скотта. Трудно поверить, что это снималось в далёком 1979-м году.
Сигурни Уивер в фильм «Чужой» Ридли Скотта. Трудно поверить, что это снималось в далёком 1979-м году.

Вот и «Чужого», хоть и смотрел за свою жизнь раза три уже, все эти просмотры относятся к временам 20-летней и более давности, включая самый первый (на маленьком экране лампового телевизора в советском ещё видеосалоне), кинотеатральный (с ненавистным мне дубляжом) и, наконец, домашний, на приобретённой в личное пользование видеокассете. И вот – встреча со старой своей любовью спустя много-много лет.

Конечно, взрослым человеком экранное столкновение горстки людей с монстром в глубоком космосе воспринимается несколько иначе, чем прыщавым подростком. Но, тем не менее, убедился в том, в чём сомневался мало, - шедевр Ридли Скотта всё так же захватывает, завораживает и не отпускает с первой минуты и до самого конца. Но несколько «устарелостей» я всё же обнаружил. Вот они…

Компьютерные мониторы на космическом корабле «Ностромо» предательски выдают время, когда был снят «Чужой».
Компьютерные мониторы на космическом корабле «Ностромо» предательски выдают время, когда был снят «Чужой».

Компьютеры на космическом корабле «Nostromo» теперь смотрятся совершенно допотопными. Эти дурные выпуклые мониторы! А эти ломающиеся на пиксели буквы! А клавиатура? Громоздкая, с клавишами, словно на пишущей машинке!

Компьютерная графика в «Чужом» в эпоху 4K и фотореалистичных компьютерных моделей выглядит крайне примитивно.
Компьютерная графика в «Чужом» в эпоху 4K и фотореалистичных компьютерных моделей выглядит крайне примитивно.

Компьютерная графика в «Чужом» присутствует всего в нескольких сценах. На том самом дремучем мониторе показана смоделированная поверхность далёкой планеты и выстроенный график приземления космического корабля на неё. Выглядит по нынешним временам невероятно примитивно!

Взрыв космического корабля «Ностромо» будто бы взят из рисованной мультяшки.
Взрыв космического корабля «Ностромо» будто бы взят из рисованной мультяшки.

Взрыв грузового космического корабля в финале фильма теперь выглядит слишком уж нарисованным (собственно, он действительно нарисован и санимирован). Не припомню, чтобы раньше это бросалось в глаза. Сейчас бросается и очень сильно.

Внешне эмбрион Чужого выглядит очень впечатляюще, но когда двигается, эффект ужаса пропадает - маленький ксеноморф-то кукольный!
Внешне эмбрион Чужого выглядит очень впечатляюще, но когда двигается, эффект ужаса пропадает - маленький ксеноморф-то кукольный!

Маленький Чужой, вырывающийся из грудной клетки человека мне «устаревшим» показался ещё при первом просмотре. При том, что сцена эта очень эффектна и пугает даже тогда, когда прекрасно знаешь, что произойдёт в следующую секунду, сам монстрик не слишком впечатляет. Сразу становится понятно, что это – кукла, которой управляет снизу кукловод. Теперь, когда уже вышел не один документальный фильм, кукловода этого за работой показывающий, «искусственность» вылупившегося из человека монстра тем более бросается в глаза.

И это всё! На весь почти 2-часовой фильм набралось всего 4 момента, которые теперь кажутся устаревшими. А ведь прошло более 40 лет с момента съёмок фильма! Смею утверждать, что творение Ридли Скотта со-товарищи никогда не устареет и будет смотреться как минимум любопытно и ещё через 10 лет, и через все 100.

А всё потому, что главное в нём – не спецэффекты и не концепция – небывало оригинальная и удачная – космического чудовища. И даже не сюжет, довольно простой и показанный на экране задолго до Скотта. Главное – сильные актёрские работы, наполненность визуальными образами, страх интимного насилия, разлитый по экрану и густая, очень густая атмосфера, талантливо созданная к месту расставленными паузами, игрой света, звуковыми деталями. И плюс ко всему – умение Скотта нагнетать саспенса и рассказывать историю так, что финал её предсказать невозможно.

Если придираться к мелочам, то знаки на дверях «Ностромо» можно назвать допотопными.
Если придираться к мелочам, то знаки на дверях «Ностромо» можно назвать допотопными.

Ну, действительно! Когда впервые смотришь «Чужого», ты даже не способен вычислить, кто же именно выйдет победителем из смертельной схватки. Все персонажи равнозначны, а героиню Сигурни Уивер авторы не просто отодвигают на задний план, но всю первую половину фильма скорее неприязнь к ней вызывают. Она нудно шпыняет обаятельных работяг, она бюрократически следует протоколу несмотря на то, что это может привести к гибели члена экипажа. Подобные стервозные персонажи не становятся героинями. Вернее, не становились до 1979-го года.

Так что, Убермаргинал ошибся. Ридли Скотт и его команда создала киношедевр на все времена. И говорить, что он устарел, это всё равно, что считать мелодии Моцарта устаревшими, потому что в них синтезаторы не используются. Ну, или называть полотна Тициана устаревшими, поскольку они написаны на холсте маслом, а не баллончиком краски – на стене дома.