Был немало удивлён, услышав из уст стримера, философа и большого любителя ужастиков Анатолия Убермаргинала заявление о том, что «Чужой» режиссёра Ридли Скотта сильно устарел. «Быть такого не может!», - подумал я, и решил проверить. Тем более, что как раз прикупил новый телевизор и получил возможность пересмотреть один из любимейших фильмов на большом экране.
Вообще, есть у меня, наверное, странная для заядлого киномана особенность – я очень редко пересматриваю любимые фильмы. Различное барахло, которое мне не понравилось с первого взгляда, могу пересматривать впоследствии множество раз. А вот полюбившееся – нет. Стараюсь не испортить впечатления, не дать возникшим при первом просмотре эмоциям поблекнуть, стереться.
Вот и «Чужого», хоть и смотрел за свою жизнь раза три уже, все эти просмотры относятся к временам 20-летней и более давности, включая самый первый (на маленьком экране лампового телевизора в советском ещё видеосалоне), кинотеатральный (с ненавистным мне дубляжом) и, наконец, домашний, на приобретённой в личное пользование видеокассете. И вот – встреча со старой своей любовью спустя много-много лет.
Конечно, взрослым человеком экранное столкновение горстки людей с монстром в глубоком космосе воспринимается несколько иначе, чем прыщавым подростком. Но, тем не менее, убедился в том, в чём сомневался мало, - шедевр Ридли Скотта всё так же захватывает, завораживает и не отпускает с первой минуты и до самого конца. Но несколько «устарелостей» я всё же обнаружил. Вот они…
Компьютеры на космическом корабле «Nostromo» теперь смотрятся совершенно допотопными. Эти дурные выпуклые мониторы! А эти ломающиеся на пиксели буквы! А клавиатура? Громоздкая, с клавишами, словно на пишущей машинке!
Компьютерная графика в «Чужом» присутствует всего в нескольких сценах. На том самом дремучем мониторе показана смоделированная поверхность далёкой планеты и выстроенный график приземления космического корабля на неё. Выглядит по нынешним временам невероятно примитивно!
Взрыв грузового космического корабля в финале фильма теперь выглядит слишком уж нарисованным (собственно, он действительно нарисован и санимирован). Не припомню, чтобы раньше это бросалось в глаза. Сейчас бросается и очень сильно.
Маленький Чужой, вырывающийся из грудной клетки человека мне «устаревшим» показался ещё при первом просмотре. При том, что сцена эта очень эффектна и пугает даже тогда, когда прекрасно знаешь, что произойдёт в следующую секунду, сам монстрик не слишком впечатляет. Сразу становится понятно, что это – кукла, которой управляет снизу кукловод. Теперь, когда уже вышел не один документальный фильм, кукловода этого за работой показывающий, «искусственность» вылупившегося из человека монстра тем более бросается в глаза.
И это всё! На весь почти 2-часовой фильм набралось всего 4 момента, которые теперь кажутся устаревшими. А ведь прошло более 40 лет с момента съёмок фильма! Смею утверждать, что творение Ридли Скотта со-товарищи никогда не устареет и будет смотреться как минимум любопытно и ещё через 10 лет, и через все 100.
А всё потому, что главное в нём – не спецэффекты и не концепция – небывало оригинальная и удачная – космического чудовища. И даже не сюжет, довольно простой и показанный на экране задолго до Скотта. Главное – сильные актёрские работы, наполненность визуальными образами, страх интимного насилия, разлитый по экрану и густая, очень густая атмосфера, талантливо созданная к месту расставленными паузами, игрой света, звуковыми деталями. И плюс ко всему – умение Скотта нагнетать саспенса и рассказывать историю так, что финал её предсказать невозможно.
Ну, действительно! Когда впервые смотришь «Чужого», ты даже не способен вычислить, кто же именно выйдет победителем из смертельной схватки. Все персонажи равнозначны, а героиню Сигурни Уивер авторы не просто отодвигают на задний план, но всю первую половину фильма скорее неприязнь к ней вызывают. Она нудно шпыняет обаятельных работяг, она бюрократически следует протоколу несмотря на то, что это может привести к гибели члена экипажа. Подобные стервозные персонажи не становятся героинями. Вернее, не становились до 1979-го года.
Так что, Убермаргинал ошибся. Ридли Скотт и его команда создала киношедевр на все времена. И говорить, что он устарел, это всё равно, что считать мелодии Моцарта устаревшими, потому что в них синтезаторы не используются. Ну, или называть полотна Тициана устаревшими, поскольку они написаны на холсте маслом, а не баллончиком краски – на стене дома.