Ну кроме матов мне никаких слов на ум не приходит. Это было что то невероятное . Это ещё тогда в далёком, 1979 году можно было назвать организованной преступной группировкой! В этом большом н@@боне советского народа участвовали все. Торговые организации, поставщики, контролёры, знаменитые ОБХСС, и санэпидстанция! Но сама то картинка была красивой. Все для народа, все под контролем, за всем следим. А на самом деле все покупалось. Чем круче нарушение, тем круче цифра.
А мы продавцы, как мы могли в этом жить? Ведь каждая из нас, независимо от возраста понимала, что не может такая работа так оплачиваться! Может поэтому у нас, когда мы обвешивали, обсчитывали, обманывали, и не было ни малейших угрызений совести? Ведь мы пахали за копейки! За эти копейки мы терпели оскорбления, как только нас не обзывали наши любимые покупатели! А самое обидное в том, что все считали, что так и должно быть! А почему? Почему меня любой, кому испортили с утра настроение мог унизить, оскорбить, обозвать? Это тоже входит в 72 рубля моей получки?
Деньги, это главное, что меня привело в эту сферу деятельности. И именно там я узнала, как они могут доставаться. Те, торговые деньги нельзя назвать лёгкими, мы работали с 9.00 до 21.00. Да мы не добывали уголь, не укладывали рельсы, но наша работа не была лёгкой. Грузчик в магазине был, как персонаж, а в реале, грузчиками был весь наш женский коллектив. А тащить пятидесятикилограммовый мешок сахара по полу, или флягу с молоком, поверьте, очень нелегко. А мы просто женщины.
Так продолжим про деньги. Да, там были деньги. И каждый зарабатывал по своим способностям. Кого то устраивал минимум в бакалее, а кто то впахивал за максимум в мясном. А были и те, кто просто рисковал в вино-водочном. А по большому счету рисовали мы все. Ведь все эти обвесы, обманы, разводы, все это было нарушением закона. И кто то где то садился, правда не знаю за что , лично не была знакома. Вся тогдашняя торговля была сплошным нарушением закона. Но всем это было выгодно, ведь кормились у этой кормушки многие. Чем выше чин в торговле, тем больше он в шоколаде.
И все меня куда то уводит в сторону от тех денег, которые мы зарабатывали своим адским трудом. Да, деньги были, хорошие деньги, по сравнению с остальными строителями коммунизма. Да, что то мы могли себе позволить за эти деньги. Я, например, то пальто за 870 рублей купила всего за три месяца. А работала я учеником продавца, с окладом 72 рубля. Как я могла накопить такие деньги? Только мухлюя, и обманывая покупателей, по другому-никак. Но это я, малолетка, покупала одежду, ходила по ресторанам, ни на чем не экономила. А взрослые женщины на эти деньги просто содержали семьи, мужей, детей, родителей. Да, почти у всех были машины. И это все. И сегодня меня эта картинка не привлекает.
И был один большой минус у этой работы. Мы все бухали, и в итоге стали законченными алкашами. Все, без исключения, многие из нас умерли от этой огненной воды и оставили малолетних детей. Но были и те, кто дожил до старости. А отчего человек пьёт? А от того, что что то в жизни не нравится. Значит нам что то не нравилось в нашей изобильной жизни? Ведь все было доступно, зачем пили то? Я думаю для того чтобы совесть заглушить. Ведь все мы были из Советского Союза. А пионеров в той стране не учили воровать и обманывать. А мы воровали и обманывали, и душа, наверное, плакала от этого. Но это не точно.
А ещё мы не знали куда деть эти деньги. Местами мы задумывались о том, а что же будет дальше? Вот уже и пальто кожанные есть, и шубы лисьи, и мебель в квартире, дальше что? Многие старались гнать от себя такие мысли, а многие заливали их водкой. А у меня в тот момент они просто не успели сформироваться, я только пальто купила. Но вот что развития в той сфере не было никакого, это точно. Заведующего ставил районный продторг, ставил нужного человека, и этот человек мог просидеть на этом месте двадцать лет, а ты так и будешь печенье фасовать.
В торговлю в своей жизни я возвращалась много раз. От безысходности, от того, что все знала про эту самую торговлю, ну и от того, что торговля вечна. Но для того чтобы быть в этой самой торговле надо любить торговлю, любить то, чем торгуешь, и конечно любить покупателей. Я как то в один миг все разлюбила. Вот с тех пор и нет меня в торговле, уже лет 15.