Найти тему
Библио-лаборатория

Из архивов советской фантастики. "Багряная планета" Сергея Жемайтиса - антиутопия "высокой культуры"

Имя Сергея Жемайтиса известно всем любителям советской фантастики. Прежде всего — благодаря его неоценимому вкладу в развитие жанра на посту руководителя отдела фантастики издательства «Молодая Гвардия». Об истории этого отдела, о его взлете и падении, я уже писал в отдельной статье, а сегодня хочу вспомнить собственное творчество Жемайтиса, а именно — научно-фантастическую повесть (иногда ее квалифицируют как роман) «Багряная планета»

Интересно, снова и снова я возвращаюсь к теме Марса. Богданов, Шалимов, а теперь — Сергей Жемайтис. Еще одна книга о древней марсианской цивилизации, на этот раз — пережившей в далеком прошлом свой взлет и полный упадок. Вообще надо сказать, что эта тема — о рухнувшей древней марсианской цивилизации — встречается в фантастике не просто часто, а, можно сказать с завидной регулярностью. Видимо, есть нечто такое в облике самой красной планеты, что навевает печаль и ощущение глубокой древности…

Завязка повести вполне стандартна: на Марс летит первая экспедиция, в ее составе — четыре человека. Вступительные главы посвящены непосредственно путешествию, и в них Жемайтис затрагивает психологические проблемы длительного пребывания в замкнутом пространстве, вполне в духе рассказа Расселла «Немного смазки». Интересно, читал ли его Жемайтис? Год издания у повести и перевода рассказа один и тот же — 1973-й.

-2

Ну а по прибытии на Марс начинается собственно основной сюжет. Исследователи находят руины древних поселений марсианской цивилизации, а, углубившись в их исследование, встречаются и с наследниками - роботами, которые выходят на контакт с людьми.

Я не стану подробно пересказывать сюжет повести — если кто-то не читал, то лучше сделать это самому, чем узнавать из моего краткого сухого пересказа. Именно сухого, поскольку проза Жемайтиса очень ярка и образна, наполнена живыми красками и не менее живыми эмоциями. Есть в ней что-то общее с «Марсианскими хрониками» Брэдбери и «Розой для Экклезиаста» Желязны - самых поэтичных произведений о марсианах. У Жемайтиса одинаково яркими получаются и картины прошлого цивилизации Марса и панорама ее руин, и этот контраст создает совершенно непередаваемую атмосферу при чтении.

С точки зрения фантастического допущения самым интересным является то, как Жемайтис охарактеризовал цивиизацию Вечно Идущих и причины ее упадка. Мы привыкли к весьма дуалистическому восприятию утопий и антиутопий. В 95% случаев антиутопические общества описываются как тоталитарные человейники, или анархические миры всепродажности и гиперпроизводства, задыхающиеся под гнетом собственной промышленности и вызванной им загрязнением (изредка попадаются еще и псевдофеодальные социумы, но это редкость, явно тяготеющая к фэнтези).

С другой стороны, утопические культуры почти неизменно представляют собой свободные сообщества людей, исключительных научных и культурных достижений, чья свободная от тяжелой грязной работы жизнь посвящена созданию шедевров искусства, философии и научному поиску. Идущие Вперед именно таковы — утонченная культура, и в искусстве, и в науке далеко превосходящая земную, да и система управления у них настолько демократична, что земляне с трудом могут ее себе представить… Но при этом эта культура совершенно антиутопична — она завела сама себя в тупик, бездумно растратив ресурсы планеты на «высокохудожественные цели».

-3

Одной из главных проблем погибшей марсианской цивилизации Жемайтис называет достижение индивидуального бессмертия — в этом его повесть явно перекликается с «Ценой бессмертия» Шалимова. Жесткое ограничение рождаемости (вполне логичное при исчезновении естественной убыли населения), и атрофия заботы о будущих поколениях (ведь цивилизация оказывается «зациклена» в одном вечно живущем поколении) неизбежно приводят к утрате жизненных целей как у отдельных людей, так и у всего социума в целом… И лично я склонен с Жемайтисом согласиться, пожалуй (как большинство современных земных философов). Хотя, конечно, самому мне хотелось бы совсем другого… Что поделаешь - слаб человек )

Я, конечно, в курсе, что лучшей частью литературного наследия Жемайтиса считаются его «морские» произведения, но все же выбрал для первой статьи о нем (а она совершенно точно не последняя) именно «Багряную планету», потому что… Ну просто потому, что нравится мне про космос и про планеты, что тут поделаешь. Тем более, что Жемайтис — прекрасный фантаст, а повесть очень интересная и читается с удовольствием.

А марсианскую тему я точно продолжу, раз уж взялся. Тем более, что написано о Красной Планете много хороших книг, и следующие кандидаты у меня уже настойчиво просятся в статьи. Так что не пропадайте, подписывайтесь и следите за каналом — будет интересно!

#ссср #фантастика #научная фантастика #литература #писатели #из архивов советской фантастики

Читайте также на канале:

Российская литература
0