Грузинская «Стройка века» терпит определенные трудности. Хотя справедливости ради отмечу, что сейчас звание «Стройки века» перешло к тоннелю в сторону России, но раньше так называли именно порт Анаклия.
Что же это такое? А это первый глубоководный порт Грузии, который позволит принимать суда гораздо большего водоизмещения. Анаклия должна перехватить грузы у порта Поти (тут 85 процентов грузооборота в Грузии), глубина которого всего 9 метров.
Так как проект очень затратный, а страна не такая богатая, то изначально было принято решение искать инвесторов, которые и должны будут нести большую часть рисков. В итоге нашли одну американскую компанию. Но о деньгах не смогли договориться. Пару-тройку лет назад начались споры, которые закончились выходом американцев.
Проект в итоге «завис». Как говорится, заброшен, но не забыт. Так в чем же интерес Тбилиси?
Еще в 2016 году в стране было принято решение – надо присоединятся к китайскому проекту нового Шелкового Пути. Вопрос как? Основные потоки планировалось пустить либо севернее через Россию, либо через Грузию в Турцию и далее морским или ж/д транспортом.
То есть грузинский проект в данном случае должен и отобрать часть грузов у Турции, и расширить южный этап маршрута, которые идет в обход России (через Казахстан, Туркменистан, Каспий, Азербайджан).
Задача амбициозная и не сказать, что неосуществимая. Дифференциация маршрутов поставок выгодна и Китаю, и потребителю в лице европейских стран. Так что бороться есть за что.
Осталось самую малость – найти деньги. С прошлым инвестором вышел конфуз и скандал. Грузия учла ошибки и готова предложить новые условия сотрудничества. Какие именно – пока не оглашается. Да и поиск новых инвесторов назначен лишь на следующий год.
Так что время запуска порта откладывается и скорее всего очень надолго. Углубление дна, строительство терминалов, инфраструктуры к нему, подписание новых контрактов, проработка логистики. Это все требует самого ценного ресурса – времени.
Грузия может сильно опоздать, ведь ко времени достройки Анаклии (если это случится), уже могут быть четкие и проверенные железнодорожные маршруты через Россию, может запуститься на полную Севморпуть, южные коридоры поставок.
Конечно, я думаю не надо злорадствовать и желать неудачи. Напротив, пусть все получится. Любое созидание лучше конфликта. Но если к тому времени, условный российский порт Тамань станет лидеров Черного моря по грузообороту, то я не расстроюсь)
А что Вы считаете?
Спасибо, что дочитали до конца, если поставите «Лайк», мне будет приятно)