Чтобы понять надо войти, а я все откладывала. С 13 октября открылась выставка Сальвадора Дали и отложенное желание напомнило о себе. Зашла на сайт и заказала билеты в музей #Фаберже.
Проходя мимо роскошных ворот Фонтанного дома, нет-нет, да смотрела в сторону Шуваловского #дворца. Музей открылся почти 8 лет назад. Что мог исправить Вексельберг, сложно представить, поэтому и сомневалась.
Лестница парадная оказалась такой, какой ее представляла. До сих пор не покидает чувство, что видела ее раньше, только ковровой дорожки не было и перила так не сверкали. Лестница хранит шуршание платьев дам, поднимающихся на второй этаж, в нетерпении постукивающих веерами по запястью затянутому в атлас.
Рыцарский зал – #барельефы будто бы не тронуло забвение. Обошла несколько раз зал по периметру, средневековые рыцари меня заворожили.
Муж пытался привлечь мое внимание к серебряному ковшу и акварелям, но кроме фриза рыцарского турнира мало что запомнилось….Бернар все-таки создавал это помещение для библиотеки.
Красный зал очень манил и не зря: глубокий красный цвет стен в сочетании с подлинными зеркалами и камином. Гербы Нарышкиных сохранились на потолке гостиной.
Меня привлекла карандашница «Иван Калита» - сапфир сиял издалека как звезда. Чайно-кофейный сервиз Фаберже – тончайшая и интересная работа. Безусловно, все надо видеть.
Пресс-папье - изящная вещь, так и не дождалась, когда тройка сорвется с малахитовой шкатулки. Сервизы в витринах невесомые, работа мастеров безупречна. Здесь мы задержали надолго. В свое время хозяева особняка Нарышкины выставляли в зале картины испанских художников.
Синяя гостиная, - в дверях охрана. Здесь самые ценные экспонаты – яйца Карла Фаберже, их девять. Меня интересовало пасхальное яйцо «Ландыш». Николай II преподнес его супруге Александре Федоровне на Пасху. Видела много фотографий с «Ландышем» и в документальных фильмах встречала, но чтобы рядом постоять - впервые. Трудно остаться равнодушной.
Чудесный беломраморный камин как облако среди синих стен; столики в простенках с трогательными ангелочками и подсвечниками у зеркал - ощущение праздника.
Легкий след былого и так некстати вспомнились организации, эксплуатировавшие #залы дворца в течение десятилетий…музей быта, проектная организация, потом ВОв. С середины 60-х Шуваловский дворец передали Дому дружбы, потом международному центру сотрудничества.
В каком виде дворец достался Вексельбергу неизвестно. В «Коммерсанте» была маленькая заметка: дворец находится в nлaчeвнom состоянии. Чем руководствовался миллиардер, взяв дворец в долгосрочную аренду, и покупая изделия Фаберже по всему миру неизвестно.
Одно только то, что торги Sotheby s были отменены по причине покупки коллекции Форбса Виктором Вексельбергом – событие из ряда вон для аукционного рынка. Предложенная сумма полностью удовлетворила дом Sotheby s и #коллекция уехала в Россию.
Золотой зал в витринах которого хранятся личные вещи и подарки последнего #императора показался cтonoм. Портрет Николая II в форме гусарского полка, портреты его дочерей в рамках работы Фаберже, часы и календари с остановившимися датами и временем, здесь же сумочка императрицы….Табакерки, портсигары, печати, зажигалки с императорскими вензелями, - вещи, пepeжившue своих хозяев.
Белая гостиная порадовала коллекцией русского #фарфора 19 века. Тарелки с пейзажами Петергофа, Петербурга; с цветами, с прогуливающими дамами и детишками – все красивого насыщенного цвета, с чувством меры. Наверно, это и есть сияние искусства.
Восстановлены исключительно стены, полы, потолки. Какой-либо мебели нет, ее место занимают витрины. Очень тихо, несколько раз шепотом переговаривалась со стоящими рядом посетителями. И все-таки это новодел, пришедший на смену великому paзлoмy.
Вот как бывает: потомки Карла Фаберже рассеяны по всему миру, порядка четверти миллионa предметов ювелирного дома находятся в частных коллекциях и в музеях мира.
Давно это было, и некогда пустующий берег Фонтанки застроен. Аничковы, Воронцовы, Нарышкины, Шуваловы, Петроград, Большая Морская – империя прошлого мерцает вдалеке.
Спасибо, что прочитали!