Найти тему
BEST RELAXATION

Наукоцентризм философии Нового времени –общая характеристика, основные этапы развития, представители и направления.

17-ый век открывает следующий период в развитии философии, который называют философией Нового времени. Разложение феодальных общественных порядков и ослабление влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии, она теперь опирается на науку. И, прежде всего на экспериментально-математическое естествознание, направленное  на  практическую  деятельность .Так как наука теперь занимает ведущее место в мировоззрении, то в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии. Продолжается, хотя и в новой форме, полемика между номинализмом, опирающимся на опыт и рационализмом, с опорой на разум. Эти направления предстают как эмпиризм и рационализм.

Рационалистическая  традиция  Нового  времени  связана,  в  основном,  с  тремя  именами: 
Декарт, Спиноза, Лейбниц. Общие черты учений трех философов: 
1) 
Признание  существования  априорного  знания  (независимого  от  чувств)  – 
«истины разума» Лейбница и «интуитивно ясные» положения  Декарта и Спинозы. На них и 
делается упор в гносеологии рационалистов. 
2) 
Существование  идей,  изначально  присущих  сознанию,  как  основы 
интуитивного знания — «врожденные идеи» Декарта (идея Бога, идея чисел и фигур, аксиомы 
и  др.),  «врожденные  принципы»  Лейбница  (более  осторожная  позиция:  с  рождения  нам 
присущи не идеи, а предрасположенности к ним). 
3) 
Эмпирическое  знание  недостоверно,  вероятностно  –  «истины  факта»  у 
Лейбница,   «поверхностное» бытовое знание у Спинозы.  
4) 
Математический дедуктивный метод познания («из первых принципов», как 
любит говорить лектор по общей физике Николаев В. И. ). Не случайно Декарт и Лейбниц — 
математики  первой  величины,  а  Спиноза  строит  свой  трактат  «Этика»  по  образцу  геометрии 
Евклида: система аксиом и доказательств.

Эмпиризм и сенсуализм 
Фрэнсис Бэкон. Знание — сила 


Родоначальником  эмпирической  философии  был  английский  философ  Фрэнсис  Бэкон4 
(1561-1626). Он провозглашает основной задачей философии создание нового метода научного 
познания. Бэкон предлагает свой индуктивный метод (в противовес дедукции схоластов). Наука 
и философия — не самоцель, их задача увеличивать власть человека над природой (Knowledge 
is power – знаменитый афоризм Бэкона).   
Томас Гоббс 
  Продолжателем  эмпирической  традиции  является  соотечественник  Бэкона  –  Томас  Гоббс
(1588-1679).  Гоббс  —  классический  представитель  номинализма;  согласно  его  учению 
существуют только единичные вещи, общие понятия — имена вещей.  Гоббс создатель первой 
законченной системы механистического материализма.  Душа, по Гоббсу, то же материальное 
тело, но слишком тонкое, чтобы быть воспринимаемым. 
  Более  всего  известен  Гоббс  своим  социальным  учением.  Он  первый  выдвигает  теорию 
естественного  происхождения  государства    —  теории  общественного  договора  (до  него 
объясняли государство божественным установлением).

Пьер Гассенди  
Пьер Гассенди (1592-1655) — француз, современник и оппонент Декарта. Подобно Бэкону, 
Гассенди  в  методологии  познания  признает  единственно  эффективным  опытно-индуктивный 
путь.  Эмпиризм  Гассенди  принимает  свою  заостренную  форму  –  сенсуализм.  Наиболее 
соответствующей сенсуалистическим взглядам Гассенди была философия атомистов – Эпикура 
и Демокрита. Он вновь открыл эту полузабытую философию своим современникам. 
Джон Локк 
Джон Локк яркий представитель сенсуализма. «Нет ничего в разуме, чего бы не было в 
ощущении» -- эти слова Локка становятся лозунгом сенсуалистов. Локк отвергает декартовские 
врожденные  идеи:  душа  ребенка  —  чистая  доска  (tabula  rasa),  на  которую  записывается 
информация, поступающая из органов чувств. 
Локк выдвигает концепцию вторичных (субъективных) и первичных (объективных) качеств 
предметов (см. Локк).  
Джордж Беркли 
Джордж  Беркли  (1685-1753)  –  видоизменяет  концепцию  Локка  о  первичных  и 
вторичных качествах.  Все свойства предметов объявляет вторичными. Вещей как таковых нет, 
есть ощущения: «Существовать — значит быть воспринимаемым». Особенно сильно Беркли 
(по совместительству еще и священник) нападет на понятие материи — «источник всяческого 
безбожия».  Материя  не  дается  непосредственно  ни  в  одном  ощущении,  это  пустая  выдумка

Юм  
  Давид  Юм  (1711—1776)  —  шотландский  философ  —  сенсуалист,  субъективный  идеалист. 
Субъективизм  Юма  более  последователен,  чем  в  берклианстве.  Он  отвергает  объективное 
существование не только материи (материальной субстанции), но и духовной субстанции, все 
это фикции воображения. Существует ли внешний мир или нет, мы этого доказать не можем6, 
мы оперируем лишь ощущениями. Таким образом, Юм приходит к скептицизму, также как и 
Паскаль, но  в отличие от него, со стороны сенсуализма.   
Кондильяк  
Кондильяк  (1715—1780) французский  философ,  аббат,  путался  с  просветителями,  но 
одновременно  изображал  лояльность  к  властям,  развил  сенсуалистическую  теорию  познания. 
Близок к материализму.  
Модель статуи  
  Кондильяк  использует  в  качестве  гносеологической  модели  статую,  у  которой  в 
определенной последовательности «включаются» одно за другим чувства: обоняние, вкус, слух, 
зрение  и,  наконец,  осязание.

Философы
5623 интересуются