Приветствую всех читателей и особенно горячо постоянных подписчиков моего канала. Сегодня я Вам расскажу несколько интересных фактов о тепловозах серии ДМ62 — специальная модификация известного односекционного тепловоза серии М62, изначально предназначенная для работы в составе боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Об этих уникальных тепловозах я знаю практически всё и далеко не по наслышке или общедоступной информации из сети интернет, а также технической литературы, но и достоверно из личного опыта, поскольку периодически мне приходится по долгу службы работать на этих локомотивах.
Несмотря на солидный возраст этих машин, основная часть которых была произведена ещё в эпоху СССР, списывать окончательно из поездной работы оставшиеся на данный момент времени в эксплуатации тепловозы этой серии ещё рано и на это есть ряд объективных причин.
Номерной ряд модернизированных локомотивов продолжил нумерацию тепловозов М62, начиная с номера 1724.
Всего, как мы видим из таблицы выше, за 12 лет было построено 154 подобных тепловоза, которые имели заводское обозначение в документации как ДМ62. Однако первоначально на самих тепловозах на заводе-изготовителе на номерной табличке буква "Д" не ставилась.
В одной из недавних моих рабочих поездок мне довелось перегонять резервом (без вагонов) одиночный тепловоз серии ДМ62 под номером 1798 со станции Осташков до локомотивного депо ТЧЭ-4 на станции Бологое-Московское.
На его номерной табличке уже значится индекс именно ДМ62. Откуда и зачем там взялась та самая буква Д, а также что она в действительности обозначает расскажу чуть позже.
Внешне на неискушённый взгляд простого человека тепловоз, казалось бы, мало чем отличается от классической "машки" — тепловоза серии М62. Но отличительные особенности конечно же есть. Посмотрите внимательно на это фото тепловоза М62, прежде чем читать текст далее.
Первые отличия ДМ62 от тепловоза М62, которые сразу же бросаются нам в глаза — это прямоугольные блочные буферные фонари и регулируемый путеочиститель (или мётельник).
Следующие очень важное различие этих двух тепловоз — это устройство экипажной части. Тепловозы ДМ62 оборудованы унифицированными бесчелюстными тележками с индивидуальным рессорным подвешиванием колёсных пар. Точно такие же применяются сегодня и на других более современных тепловозах такие как 2ТЭ116 и его модификации, ТЭМ18Д/ДМ и др.
Тогда как на М62 применены челюстные тележки старого образца со сбалансированным рессорным подвешиванием, которые можно увидеть ещё на таких старых тепловозах, как например ТЭМ2.
На тепловозах серии ДМ62 по сравнению с М62 увеличен запас песка с 600 до 700 кг. А вот топливный бак оказался прежним, с относительно небольшим объёмом, всего 3900 литров, по сравнению с тепловозами других серий. Для сравнения, маневровый тепловоз серии ТЭМ2 имеет топливный бак объёмом 6400 л, позволяя тепловозу длительное время работать без экипировки в депо на удалённых участках обслуживания.
Но вернёмся вновь к номерной табличке. Здесь стоит отметить и то, что начиная с номера 1750 фоновый цвет номерной таблички изменился с красного на чёрный.
К тому же на музейном экземпляре тепловоза серии ДМ62 на лобовой части кузова под номерной табличкой сохранился ещё один такой важный из отличительных признаков локомотивов этой серии — это так называемая торцевая плата панели ПССУ (панель секционирования, связи и управления) с розетками для кабельных соединений.
Аналогичные торцевые платы имелись и на вагонах спецпоезда БЖРК.
Данная система, фактически СМЕ (система многих единиц, только более сложная), позволяла управлять из кабины головного локомотива несколькими тепловозами, распределёнными по всей длине состава по схемам "тепловоз-тепловоз" или "тепловоз-вагоны-тепловоз". Была предусмотрена возможность работы в 2,3 или 4 тяговые единицы. Через эту же панель соединялись кабели служебной телефонной связи и т.д. Причём стандартные розетки СМЕ для работы по системе многих единиц, т.е. для синхронного управления тягой нескольких самостоятельных локомотивов были предусмотрены как на обычных М62, так и на ДМ62.
Кабина управления тепловоза серии ДМ62 сегодня ничем практически не отличается от обычной "машки", разве что исчез привычный старый добрый локомотивный скоростемер 3СЛ-2М.
Стоит упомянуть, что для работы в составе БЖРК в кабине управления тепловозов ДМ62 в отсеке рабочего стола устанавливалась фильтро-вентиляционная установка (ФВУ), предназначенная для снабжения локомотивной бригады очищенным воздухом. К ней подсоединялся патрубок с клапанами для подключения противогазов.
Внутри кузова в районе шахты холодильника, был установлен электрический котёл обогрева и циркуляционный водяной насос с электродвигателем. Для закрытия окон в дизельном помещении и тамбурах предусматривались светомаскировочные щиты. В настоящее время всё установленное когда-то дополнительное оборудование при передаче тепловозов из воинских частей в "народное хозяйство" было демонтировано. Правда сегодня добавляются и какое-то новое оборудование на эти тепловозы, иногда даже не понятное мне как машинисту.
Обзорность из кабины "машки" очень неплохая и по современным меркам, а работа водяного калорифера, при относительно небольших размерах кабины, обеспечивает поддержание неплохого микроклимата.
Один из важных показателей работы любого локомотива — это его тяговые характеристики.
Тяговые характеристики тепловоза напрямую зависят от мощности его тягового (главного) генератора.
В настоящее время находящиеся в эксплуатации тепловозы серии ДМ62, при прохождении ими капитальных ремонтов модернизируются с заменой старого дизель-генератора 14ДГ с двухтактным дизелем 14Д40 на 5-26ДГ с дизелем нового типа Д49.
Вот так выглядит в дизельном помещении модернизированного тепловоза ДМ62-1798 установленный новый 12-цилиндровый четырехтактный дизель типа Д49 коломенского завода.
Новый дизель генератор обладает той же мощностью в 2000 л.с. или 1470 кВт при максимальных 750 об/мин, однако при этом гораздо экономичнее прежнего, да и уровень шума и вибраций тоже меньше.
Так вот именно в этой особенности модернизации и кроется вся тайна, связанная с буквой "Д" индекса серии на номерной табличке, а не как считают многие, что она означает "демобилизованный". Буква Д добавлялась уже после модернизации на ремонтных заводах, и указывает на то, что на тепловозе установлена новая дизель-генераторная установка 5-26ДГ, взамен прежней 14ДГ. Внешне, кроме буквы Д на табличке тепловоза, установку нового ДГУ можно определить по характерному "горбу" на крыше тепловоза.
Это делает целесообразным дальнейшую эксплуатацию универсальных тепловозов серии ДМ62, которые могут использоваться во всех видах движения — в поездной работе с грузовыми, пассажирскими поездами дальнего и пригородного сообщения, со сборными поездами на вывозной и маневровой работе, а также с различной путевой техникой в составе хозяйственных поездов.
Тепловозов подобного класса как серия ДМ62 уже давно не выпускается ни в России, ни в странах ближнего зарубежья. Это единственные в мире тепловозы, которые за свою жизнь успели поработать и с ракетными поездами (БЖРК), и со скорыми международными поездами.
Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram