Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Военный тепловоз серии ДМ62: чего лишился после увольнения с военной службы и что приобрёл на гражданке?

Приветствую всех читателей и особенно горячо постоянных подписчиков моего канала. Сегодня я Вам расскажу несколько интересных фактов о тепловозах серии ДМ62 — специальная модификация известного односекционного тепловоза серии М62, изначально предназначенная для работы в составе боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Об этих уникальных тепловозах я знаю практически всё и далеко не по наслышке или общедоступной информации из сети интернет, а также технической литературы, но и достоверно из личного опыта, поскольку периодически мне приходится по долгу службы работать на этих локомотивах.

Сегодня одна из таких машин ДМ62 с бортовым номером 1731 занимает почётное место в составе экспозиции комплекса БЖРК в "Музее железных дорог России" на Балтийском вокзале в Санкт-Петербурге. Фото: Алексей Алексеев
Сегодня одна из таких машин ДМ62 с бортовым номером 1731 занимает почётное место в составе экспозиции комплекса БЖРК в "Музее железных дорог России" на Балтийском вокзале в Санкт-Петербурге. Фото: Алексей Алексеев
Один из сохранившихся БЖРК в "Музее железных дорог России" на Балтийском вокзале в Санкт-Петербурге ещё лет 15-20 тому назад был без преувеличения одной из главных угроз НАТО. Фото: Алексей Алексеев
Один из сохранившихся БЖРК в "Музее железных дорог России" на Балтийском вокзале в Санкт-Петербурге ещё лет 15-20 тому назад был без преувеличения одной из главных угроз НАТО. Фото: Алексей Алексеев

Несмотря на солидный возраст этих машин, основная часть которых была произведена ещё в эпоху СССР, списывать окончательно из поездной работы оставшиеся на данный момент времени в эксплуатации тепловозы этой серии ещё рано и на это есть ряд объективных причин.

Номерной ряд модернизированных локомотивов продолжил нумерацию тепловозов М62, начиная с номера 1724.

-3

Всего, как мы видим из таблицы выше, за 12 лет было построено 154 подобных тепловоза, которые имели заводское обозначение в документации как ДМ62. Однако первоначально на самих тепловозах на заводе-изготовителе на номерной табличке буква "Д" не ставилась.

Тепловоз серии ДМ62-1843 на станции Селижарово ОКТ ж/д, Тверская обл. Обратите внимание на то, что на номерной табличке буква Д отсутствует. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз серии ДМ62-1843 на станции Селижарово ОКТ ж/д, Тверская обл. Обратите внимание на то, что на номерной табличке буква Д отсутствует. Фото: Алексей Алексеев

В одной из недавних моих рабочих поездок мне довелось перегонять резервом (без вагонов) одиночный тепловоз серии ДМ62 под номером 1798 со станции Осташков до локомотивного депо ТЧЭ-4 на станции Бологое-Московское.

Во время скрещения с пригородным ретропоездом "Селигер" под паровозом серии Л на станции Фирово. Фото: Алексей Алексеев
Во время скрещения с пригородным ретропоездом "Селигер" под паровозом серии Л на станции Фирово. Фото: Алексей Алексеев

На его номерной табличке уже значится индекс именно ДМ62. Откуда и зачем там взялась та самая буква Д, а также что она в действительности обозначает расскажу чуть позже.

После модернизации тепловозы ДМ62 вместо классической зелёной окраски получили унылую серо-красную корпоративную окраску компании ОАО "РЖД". Ещё одна часть модернизированных машин осталась в синей окраске. Фото: Алексей Алексеев
После модернизации тепловозы ДМ62 вместо классической зелёной окраски получили унылую серо-красную корпоративную окраску компании ОАО "РЖД". Ещё одна часть модернизированных машин осталась в синей окраске. Фото: Алексей Алексеев

Внешне на неискушённый взгляд простого человека тепловоз, казалось бы, мало чем отличается от классической "машки" — тепловоза серии М62. Но отличительные особенности конечно же есть. Посмотрите внимательно на это фото тепловоза М62, прежде чем читать текст далее.

Тепловоз серии М62-1496 с грузовым поездом прибывает на станцию Селижарово со стороны Скакулино ОКТ ж/д. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз серии М62-1496 с грузовым поездом прибывает на станцию Селижарово со стороны Скакулино ОКТ ж/д. Фото: Алексей Алексеев

Первые отличия ДМ62 от тепловоза М62, которые сразу же бросаются нам в глаза — это прямоугольные блочные буферные фонари и регулируемый путеочиститель (или мётельник).

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Следующие очень важное различие этих двух тепловоз — это устройство экипажной части. Тепловозы ДМ62 оборудованы унифицированными бесчелюстными тележками с индивидуальным рессорным подвешиванием колёсных пар. Точно такие же применяются сегодня и на других более современных тепловозах такие как 2ТЭ116 и его модификации, ТЭМ18Д/ДМ и др.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Тогда как на М62 применены челюстные тележки старого образца со сбалансированным рессорным подвешиванием, которые можно увидеть ещё на таких старых тепловозах, как например ТЭМ2.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

На тепловозах серии ДМ62 по сравнению с М62 увеличен запас песка с 600 до 700 кг. А вот топливный бак оказался прежним, с относительно небольшим объёмом, всего 3900 литров, по сравнению с тепловозами других серий. Для сравнения, маневровый тепловоз серии ТЭМ2 имеет топливный бак объёмом 6400 л, позволяя тепловозу длительное время работать без экипировки в депо на удалённых участках обслуживания.

Под крышкой на защелках топливного бака находится отсек с аккумуляторами батареями. Фото: Алексей Алексеев
Под крышкой на защелках топливного бака находится отсек с аккумуляторами батареями. Фото: Алексей Алексеев

Но вернёмся вновь к номерной табличке. Здесь стоит отметить и то, что начиная с номера 1750 фоновый цвет номерной таблички изменился с красного на чёрный.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

К тому же на музейном экземпляре тепловоза серии ДМ62 на лобовой части кузова под номерной табличкой сохранился ещё один такой важный из отличительных признаков локомотивов этой серии — это так называемая торцевая плата панели ПССУ (панель секционирования, связи и управления) с розетками для кабельных соединений.

ПССУ на тепловозе ДМ62. Фото из Альбома Ю.Л. Ильина и С.В. Критского "Тепловозы М62"
ПССУ на тепловозе ДМ62. Фото из Альбома Ю.Л. Ильина и С.В. Критского "Тепловозы М62"

Аналогичные торцевые платы имелись и на вагонах спецпоезда БЖРК.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Данная система, фактически СМЕ (система многих единиц, только более сложная), позволяла управлять из кабины головного локомотива несколькими тепловозами, распределёнными по всей длине состава по схемам "тепловоз-тепловоз" или "тепловоз-вагоны-тепловоз". Была предусмотрена возможность работы в 2,3 или 4 тяговые единицы. Через эту же панель соединялись кабели служебной телефонной связи и т.д. Причём стандартные розетки СМЕ для работы по системе многих единиц, т.е. для синхронного управления тягой нескольких самостоятельных локомотивов были предусмотрены как на обычных М62, так и на ДМ62.

Межтепловозные соединения тепловозов серии М62 для работы по СМЕ (системе многих единиц). Фото из Альбома Ю.Л. Ильина и С.В. Критского "Тепловозы М62"
Межтепловозные соединения тепловозов серии М62 для работы по СМЕ (системе многих единиц). Фото из Альбома Ю.Л. Ильина и С.В. Критского "Тепловозы М62"

Кабина управления тепловоза серии ДМ62 сегодня ничем практически не отличается от обычной "машки", разве что исчез привычный старый добрый локомотивный скоростемер 3СЛ-2М.

На тепловозе ДМ62-1798 прежний локомотивный скоростемер 3СЛ-2М заменен новым устройством безопасности КПД-3ПВ. Фото: Алексей Алексеев
На тепловозе ДМ62-1798 прежний локомотивный скоростемер 3СЛ-2М заменен новым устройством безопасности КПД-3ПВ. Фото: Алексей Алексеев

Стоит упомянуть, что для работы в составе БЖРК в кабине управления тепловозов ДМ62 в отсеке рабочего стола устанавливалась фильтро-вентиляционная установка (ФВУ), предназначенная для снабжения локомотивной бригады очищенным воздухом. К ней подсоединялся патрубок с клапанами для подключения противогазов.

Фильтровентиляционная установка тепловоза ДМ62 (демонтированная). Фото из Альбома Ю.Л. Ильина и С.В. Критского "Тепловозы М62"
Фильтровентиляционная установка тепловоза ДМ62 (демонтированная). Фото из Альбома Ю.Л. Ильина и С.В. Критского "Тепловозы М62"

Внутри кузова в районе шахты холодильника, был установлен электрический котёл обогрева и циркуляционный водяной насос с электродвигателем. Для закрытия окон в дизельном помещении и тамбурах предусматривались светомаскировочные щиты. В настоящее время всё установленное когда-то дополнительное оборудование при передаче тепловозов из воинских частей в "народное хозяйство" было демонтировано. Правда сегодня добавляются и какое-то новое оборудование на эти тепловозы, иногда даже не понятное мне как машинисту.

Какое-то вновь установленное дополнительное оборудование на тепловозе ДМ62-1798 и оно, как всегда, не работает. Фото: Алексей Алексеев
Какое-то вновь установленное дополнительное оборудование на тепловозе ДМ62-1798 и оно, как всегда, не работает. Фото: Алексей Алексеев

Обзорность из кабины "машки" очень неплохая и по современным меркам, а работа водяного калорифера, при относительно небольших размерах кабины, обеспечивает поддержание неплохого микроклимата.

Леспромхоз в посёлке Лесной на 48 км Бологое-Полоцкой железной дороги, перегон Фирово-Баталино. Фото: Алексей Алексеев
Леспромхоз в посёлке Лесной на 48 км Бологое-Полоцкой железной дороги, перегон Фирово-Баталино. Фото: Алексей Алексеев

Один из важных показателей работы любого локомотива — это его тяговые характеристики.

Пульт управления в кабине тепловоза ДМ62-1798. Фото: Алексей Алексеев
Пульт управления в кабине тепловоза ДМ62-1798. Фото: Алексей Алексеев

Тяговые характеристики тепловоза напрямую зависят от мощности его тягового (главного) генератора.

Численно мощность тягового генератора представляет собой произведение его напряжения на нагрузку. Фото: Алексей Алексеев
Численно мощность тягового генератора представляет собой произведение его напряжения на нагрузку. Фото: Алексей Алексеев

В настоящее время находящиеся в эксплуатации тепловозы серии ДМ62, при прохождении ими капитальных ремонтов модернизируются с заменой старого дизель-генератора 14ДГ с двухтактным дизелем 14Д40 на 5-26ДГ с дизелем нового типа Д49.

Демонтированный с тепловоза серии М62 архаичный двухтактный дизель типа 14Д40. Локомотивное депо ТЧ-31 Великие Луки. Фото: Алексей Алексеев
Демонтированный с тепловоза серии М62 архаичный двухтактный дизель типа 14Д40. Локомотивное депо ТЧ-31 Великие Луки. Фото: Алексей Алексеев

Вот так выглядит в дизельном помещении модернизированного тепловоза ДМ62-1798 установленный новый 12-цилиндровый четырехтактный дизель типа Д49 коломенского завода.

В дизельном помещении модернизированного тепловоза серии ДМ62-1798 с ДГУ 5-26ДГ. Фото: Алексей Алексеев
В дизельном помещении модернизированного тепловоза серии ДМ62-1798 с ДГУ 5-26ДГ. Фото: Алексей Алексеев

Новый дизель генератор обладает той же мощностью в 2000 л.с. или 1470 кВт при максимальных 750 об/мин, однако при этом гораздо экономичнее прежнего, да и уровень шума и вибраций тоже меньше.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

Так вот именно в этой особенности модернизации и кроется вся тайна, связанная с буквой "Д" индекса серии на номерной табличке, а не как считают многие, что она означает "демобилизованный". Буква Д добавлялась уже после модернизации на ремонтных заводах, и указывает на то, что на тепловозе установлена новая дизель-генераторная установка 5-26ДГ, взамен прежней 14ДГ. Внешне, кроме буквы Д на табличке тепловоза, установку нового ДГУ можно определить по характерному "горбу" на крыше тепловоза.

Это делает целесообразным дальнейшую эксплуатацию универсальных тепловозов серии ДМ62, которые могут использоваться во всех видах движения — в поездной работе с грузовыми, пассажирскими поездами дальнего и пригородного сообщения, со сборными поездами на вывозной и маневровой работе, а также с различной путевой техникой в составе хозяйственных поездов.

Тепловоз ДМ62-1798 на станции Фирово ОКТ ж/д. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз ДМ62-1798 на станции Фирово ОКТ ж/д. Фото: Алексей Алексеев

Тепловозов подобного класса как серия ДМ62 уже давно не выпускается ни в России, ни в странах ближнего зарубежья. Это единственные в мире тепловозы, которые за свою жизнь успели поработать и с ракетными поездами (БЖРК), и со скорыми международными поездами.

Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram