Найти в Дзене
transportrussia

Грузовики с автопилотом: Россия не отстаёт

Профессия водителя под угрозой. Автопилот метит не только в частные машины, но и в коммерческие перевозки. Он сделает их эффективнее и безопаснее. Утопия? Нет, над её реализацией работают и в России. Сегодня десятки систем активной безопасности и ассистентов водителя работают по отдельности. Но инженеры всего мира усиленно трудятся над тем, чтобы объединить их в единый ансамбль. И тогда появится полноценный автопилот. Как и в случае с легковушками, перед полноценным запуском в производство нужно уладить законодательный вопрос: на кого ляжет ответственность в случае ДТП? Впрочем, проводить тесты на дорогах общего пользования это не мешает. И мы тут не отстаём от развитых стран. Если по легковому автопилоту дальше всех продвинулся Яндекс, то среди грузовиков большое внимание теме беспилотников уделяет КамАЗ. В легковом сегменте системы автономного управления сулят снижение аварийности и сокращение вредных выбросов за счёт равномерного и предсказуемого движения. Для коммерческого транспор

Профессия водителя под угрозой. Автопилот метит не только в частные машины, но и в коммерческие перевозки. Он сделает их эффективнее и безопаснее. Утопия? Нет, над её реализацией работают и в России.

Сегодня десятки систем активной безопасности и ассистентов водителя работают по отдельности. Но инженеры всего мира усиленно трудятся над тем, чтобы объединить их в единый ансамбль. И тогда появится полноценный автопилот. Как и в случае с легковушками, перед полноценным запуском в производство нужно уладить законодательный вопрос: на кого ляжет ответственность в случае ДТП? Впрочем, проводить тесты на дорогах общего пользования это не мешает. И мы тут не отстаём от развитых стран. Если по легковому автопилоту дальше всех продвинулся Яндекс, то среди грузовиков большое внимание теме беспилотников уделяет КамАЗ.

В легковом сегменте системы автономного управления сулят снижение аварийности и сокращение вредных выбросов за счёт равномерного и предсказуемого движения. Для коммерческого транспорта выгод видится больше. Но, увы, не для водителя. Его, как только появится автопилот, «попросят на выход». Ведь компьютер сможет вести машину без перерыва, все 24 часа в сутки. А человеку нынешние законы позволяют рулить не больше 8–9 часов в день. В выгоде окажется перевозчик: сэкономит на зарплате водителя и сможет держать свой парк в движении без перерывов. А вот в зонах риска отсутствие человека уже является плюсом. Машину под управлением автоматики можно будет послать в ближе к очагу пожара или в бой. Но тут, скорее, стоит говорить не об автопилоте, а о наличии дистанционного управления.

Уровень автопилота может быть разным. На вершине — системы, которые смогут ездить по обычным дорогам абсолютно без помощи человека. Они должны справляться с любой ситуацией, а потому на оттачивание навыков уйдёт ещё много лет. А есть беспилотники, которые уже сегодня ездят весьма умело и безопасно. Речь об ограниченных территориях вроде складов, строек, логистических центров. Площадь огорожена, помехи предсказуемы, скорости минимальны.

Первыми были военные беспилотники
Первыми были военные беспилотники

В России первым запустил разработку беспилотников КамАЗ — в 2015 году. Сначала были грузовики в военной и пожарной раскраске. Первый отрабатывал конкретные манёвры, включая езду в колонне. Всё правильно: начали с самых простых действий.

Затем, в 2016-м, появился самоходный микроавтобус «Шатл». В нём вообще не было предусмотрено органов управления. Аппарат был самоходной капсулой, рассчитанной на несколько человек, сидящих напротив друг друга. На дороги «Шатл», конечно, выпускать очень рано. Зато по паркам или стадионам он может ездить. Увы, но проект быстро затих, не получив развития. Сейчас о нём не вспоминают, хотя пять лет назад говорили о планах коммерческой эксплуатации.

«Шатл» пока не нашёл применения
«Шатл» пока не нашёл применения

Однако прототипы грузовых КамАЗов-«самоходок» продолжили появляться. Так, в 2019-м одну машину запустили в реальную работу на заводской территории. С помощью камер, сонаров, радаров и лидаров грузовик, как декларируется, ориентируется в пространстве с точностью до трёх-пяти сантиметров. Построили машину на базе среднетоннажной дизельной модели.

Сейчас КамАЗ стал партнёром столичного правительства по внедрению беспилотных технологий. Наверняка КамАЗы без водителей появятся и в других точках России, где начнут тестировать такие машины на дорогах общего пользования: на трассе М-11 «Нева», в Татарстане. И у завода есть две очень интересные разработки, представленные за последнее время.

В следующем году планируется начать тестирование беспилотных грузовиков на участке трассы М-11
В следующем году планируется начать тестирование беспилотных грузовиков на участке трассы М-11

Первая — модуль «Аватар». Инженеры придумали упаковать компоненты машинного зрения — лидары и камеры — в один сравнительно небольшой блок. И его можно поставить на крышу любого грузовика, превратив таким способом его с беспилотник. От носителя требуется иметь автоматическую коробку передач, электронные приводы газа и тормоза, электрический усилитель руля. Конечно, просто подключить «Аватар» и сразу поехать не получится: машину нужно обучить. У камазовцев есть идея развития своей разработки. К ней можно добавить дрона, который будет лететь чуть впереди, сканировать местность и передавать изображение в блок управления автопилотом, где оно будет сразу превращаться в высокоточную цифровую карту.

Вторая идея из Набережных Челнов называется «Челнок». Это кажется прицепом, отцепленным от грузовика. Но нет: это самостоятельная машина, беспилотник, в котором в принципе не предусмотрено рабочее место водителя. Двухосное восьмиметровое шасси может везти до десяти тонн на скорости до 40 км/ч. Создавался «Челнок» с прицелом на большие контейнерные терминалы. Тележке можно не разворачиваться: фары и фонари стоят с обеих сторон, обе оси поворотные.

***

Отрадно видеть КамАЗ на острие прогресса, идущим в ногу с мировыми грандами грузовой автоиндустрии. Надеемся, что прототипы получат развитие и найдут себе работу в реальной жизни. Вот только не хотелось бы, чтобы ценой увольнения тысяч обычных водителей.