Что нам советуют умные люди? Правильно, прежде всего определить ЦА, то бишь – целевую аудиторию. У меня для вас плохая новость, но она же – хорошая: наша ЦА – все! И да, так бывает!
А начнем мы с самой сложной категории – частного лица/клиента.
Самый сложный и привередливый клиент. У человека личный праздник, и он ждет, что вы/мы предложим решения для мероприятия, раз уж мы умные, ведь не зря он обратился к профессионалам. Поэтому мучить его профессиональным сленгом и уточнениями, какие розетки у него есть, не стоит.
Один коллега мне часто говорил, что «клиент – дурак» в том смысле, что ему нужно, как ребенку, объяснять всё «от Адама», но тут я не соглашусь. Клиент не дурак, он просто не обязан знать всех тонкостей проведения мероприятия на его или любой другой территории, поэтому и нанимает профессионала, чтобы быть органом платящим и контролирующим. А иначе все бы сами делали, конечно! Тут я вспомнила помпезно открывшее и просуществовавшее 3 месяца свадебное агентство, которая открыла бывшая невеста сразу после свадьбы, поскольку «сама всё сделала на высшем уровне и теперь могу делать классные свадьбы другим».
Соответственно, задачи у всей действующих лиц такие:
Клиент (Частное лицо).
От вас требуется вот что: как можете, донести до исполнителя, что вы, собственно, хотите, и сколько на это выделено денег. Любыми словами, можно сослаться на какие-то референсы, рассказать про любимые блюда и понравившуюся кавер-группу. Если можете и знаете, то расскажите как можно подробнее, что порадует на мероприятии вас и ваших гостей, есть ли особые пожелания (например, дедушка пьет только сладкое вино или ест только мясо прожарки well done, а у сына аллергия на лилии). Чем больше подробностей – тем лучше. И бюджет, конечно, нужно обозначить – он нужен не для того, чтобы кто-то или, присвистнув, решил вас сразу ободрать до нитки, предложив ерунду задорого, или обозвал «нищебродом», а для понимания того, что можно предложить, ограничиваясь данными финансовыми условиями.
Ивент. Не нервничать, не стенать, что кто-то там не понимает слова «бэк» или «триджек». Знать эти названия и назначение – ваша задача, а не клиента. Поэтому, если позвонил или написал клиент, который знать не знает, что еще ему нужно, чтобы просто поужинать красиво в своей квартире, не вываливайте на него сразу информацию о том, что вам еще нужно уточнить – возьмите адрес и тщательно пропишите все вопросы, и договоритесь о встрече в квартире.
После каждой встречи/телефонного разговора вышлите клиенту резюме, где пропишите все достигнутые договоренности, и попросите подтверждения для каждого пункта.
История из моего опыта. Однажды, в самом начале моего профессионального пути, я разговаривала с таким клиентом, и сразу из разговора поняла, что человек путает курсовую подачу блюд с «русским» столом. Я уточнила, есть ли у него сейчас время пообщаться подольше, в итоге мы встретились в кафе около его дома, я ему рассказала все возможные варианты, и теперь я являюсь организатором всех его частных торжеств вот уже 15 лет, не говоря о том, что по его рекомендациям я охватила и весь его ближайший круг.
Решение. Будьте терпеливы. Будьте доброжелательны. Будьте готовы объяснить все тонкости простым и понятным языком. Никто не знает, «как наше слово отзовется». Составляйте максимально подробные сметы – пусть каждый пункт будет выделен по стоимости, например, аренда «грибков» для обогрева, персонал, питание артистов, шатер и прочее. Вы можете получить как преданного и лояльного клиента на долгие годы, так и кучу проблем –согласно социологическим исследованиям, особенно яро пишут отрицательные отзывы именно частные лица.
NB! Обязательно вместе с предварительным предложением пришлите «рыбу» договора с физическим лицом, где прописаны все пункты сотрудничества, ответственности каждой стороны и варианты и сроки оплаты.