Объект возвели за год и семь месяцев. Он вошел в тройку самых длинных висячих мостов в мире. Однако не прошло и пяти недель, как центральный пролет рухнул в воду и оказалось, что сооружение не подлежит восстановлению. Изначально его называли триумфом человеческой изобретательности, а после — «Перл-Харбор инженерии».
Инженер из Российской империи
Осенью 1938-го на западе американского штата Вашингтон стартовало строительство вантового автодорожного моста через пролив Такома-Нарроус с двумя полосами движения. Идею вынашивали в течение нескольких десятилетий, но к реальной подготовке приступили лишь в 1920-х.
В проектировании висячего объекта протяженностью 1,8 км принял участие Леон Соломон Моисейфф — выходец из Российской Империи, закончивший в 1891 году Рижский политехнический институт. Получив диплом на родине, молодой специалист сразу же перебрался за океан, где продолжил обучение в Инженерной школе Колумбийского университета.
Он участвовал в целом ряде знаковых для США проектов по строительству мостов, включая «Золотые ворота» в Сан-Франциско (2,7 км), подвесное сооружение в Манхэттене (2 км) и объект в Филадельфии (3 км), названный позднее именем Бенджамина Франклина.
Рождение и крушение
В этот раз Леон Моисейфф был назначен ведущим инженером, окрестившим свое детище самым красивым мостом в мире. Относительно внешнего вида конструкции его мнение разделяли не все, однако никто не умолял значимости этого строения, игравшего важную роль для дальнейшего экономического развития штата. Некоторые охарактеризовали мост триумфом человеческой изобретательности и настойчивости.
Но хвалебные слова в адрес новой дороги через пролив и непосредственно автора проекта звучали недолго — мост прослужил четыре месяца и рухнул. Произошло это 7 ноября 1940 года, через 129 дней после торжественного открытия. Момент удалось даже запечатлеть на камеру, что позволило затем детально изучить поведение конструкции в последние секунды перед обрушением центрального 854-метрового пролета. В дальнейшем запись, сделанная владельцем местного фотомагазина, использовали в строительных вузах в качестве наглядного пособия. К счастью, в день аварии обошлось без жертв.
«Скачущая Герта»
Рассматривались разные причины, приведшие к катастрофе. Еще до того как сооружение сдали в эксплуатацию, в ветреную погоду строители наблюдали, как конструкция слегка раскачивалась, но должного внимания этому изначально не придали. То, что мост «живой», заметили и некоторые автомобилисты в день открытия; ощущали покачивания и на протяжении всех месяцев эксплуатации. В народе объект даже окрестили «Скачущая Герта».
Конечно, не обратить на это внимание власти и ответственные за эксплуатацию дороги не могли и для решения проблемы пригласили профессора из Вашингтонского университета, который создал уменьшенную копию моста в масштабе 1:200. После проведения исследований в аэродинамической трубе было предложено вдоль палубы добавить лопатки дефлекторного типа, что уменьшило бы колебания. Как вариант, рассматривалось сверление сквозных отверстий, но от этой идеи отказались. Правда, вопрос обсуждался менее чем за неделю до катастрофы и реализовать задуманное так и не успели.
В день крушения разыгрался сильный порывистый ветер, скорость которого доходила до 20 м/с, что привело к чрезмерным вертикальным и крутильным колебаниям. Дорожное полотно буквально выворачивало в разные стороны; произошел обрыв подвесок центрального пролета, и дорога рухнула в воду.
Именно аэродинамическое действие нагрузки и не было в полной мере учтено при разработке проекта. Например, балки жесткости имели высоту всего 2,4 м, что в итоге отрицательно сказалось на устойчивости объекта к ветровым нагрузкам. Примечательно, что другие инженеры предлагали использовать фермы высотой 7,6 м, но это решение было отвергнуто из-за дороговизны. К тому же вариант с балками казался более интересным в плане дизайна.
Вердикт – демонтаж
Обследования сохранившейся конструкции выявили, что мост не пригоден для восстановления; единственный вариант — строить новый с сохранением прежних опор. Демонтаж произвели к весне 1943-го, продав разобранные части на металлолом. Правда, это не окупило затраченных при разборе средств. Из-за войны строительство дороги через пролив решили отложить. Мост в этом месте появился только в 1950-м, его возвели за два года; он оказался на 12 метров длиннее предшественника. В 2000-х близ Такома был построен еще один аналогичный объект для увеличения пропускной способности.
Трагедия на Такомском мосту привела к временному закрытию в 1940-м «Золотых ворот» в Сан-Франциско — возникла необходимость убедиться в его безопасности; многие боялись повторения катастрофы и на этом объекте. Но исследования показали надежность конструкции. В то же время на шестиполосном подвесном мосту в Нью-Йорке (Бронкс – Уайтстоун), который был схож по конструкции с рухнувшим, произвели работы по укреплению.
Что касается Леона Моисейффа, то он вошел в специальный комитет, который занимался работой по совершенствованию конструкций подвесных мостов. Однако крушение спроектированного им сооружения, по словам родственников, сильно подорвало его здоровье — инженер тяжело переживал случившееся. Скончался он в 1943 году в возрасте 70 лет.