Найти в Дзене
Твой психолог

Слезы. Не слабость

Мы так часто говорим о чувствах, о важности их проживания, о честности с собой, но через раз на консультации встречается внутренний запрет на слёзы.

«Это слабость». Безапелляционно и однозначно. Слабым быть плохо и стыдно.

Для меня это звучит как «стыдно быть живым».
Ребёнок рождается с плачем, плачем сообщает о себе, своих потребностях, подзывает маму, даёт понять о том, что что-то не так. Он не знает что это стыдно, не знает, что это слабость. Потому что это единственный инструмент его выживания.
Падая, ушибаясь, ребёнок громко плачет от боли, избавляясь от неё, проживая её.
А потом он встречается со взрослыми, которые ему сообщают что он не в порядке, если проживает себя честно. Им трудно быть рядом с чувствами другого человека. И они говорят: «не плачь, ты же мужчина», или «ничего страшного», или «фу какая плакса».
А дальше, спустя много лет, он войдёт в кабинет психолога, и будет говорить о чём угодно, удерживая на лице приветливую полуулыбку, или иронизируя о своей душевной боли, говоря как бы издалека о своих утратах, будто говорит не о себе, а читает утреннюю газету вслух.
И чем ближе к боли, тем шире улыбка, искрометнее юмор и напряженнее его спина.

-2

Множество туго затянутых горячих узлов, прикосновение к которым кажется невозможным из-за страха стыда… «не справиться и заплакать», что может быть хуже, чем стать слабым и услышать «ну ты и плакса, ты же мальчик». Как я могу переживать о такой ерунде! А я переживаю и это ужасно стыдно.

Но когда это случается, когда текут слёзы, расслабляется спина, больше нет необходимости держать лицо, когда его принимают с болью, слезами, утратами, уязвимостью, все эти призраки прошлого выходят из внутреннего заточения через распахнутые невидимые двери, узлы развязываются, остывают, и наступает тишина. Опустошение, тишина и усталость. Больше не болит. А внутри так много места теперь, можно положить что угодно. И любовь и радость.
Быть уязвимым - нормально, быть нуждающимся - нормально, быть ослабленным - нормально. Важно чтобы рядом был тот, кто достаточно зрел для того, чтобы это понять, ресурсен и вместителен для того, чтобы это прожить.