Продолжение
Правительственные войска оставались в захваченном ауле Аргуани четыре дня, ожидая возвращения пехотных батальонов, отправленных в укрепление Удачное для сопровождения больных и раненых военнослужащих. За это время все тела погибших были собраны и солдаты приступили к разрушению аула Аргуани, в котором насчитывалось до 500 каменных сакель. Обрушить все стены каменных домов не удалось, но сквозь развалины проделали узкую дорогу, иначе пройти с транспортами дальше в горы было просто невозможно. Только 5 июня летучий отряд под командованием генерала И.М.Лабынцева, в который вошли 2 батальона Кабардинского полка, казачьи сотни, с 2 конными орудиями выдвинулся к аулу Чиркат. После незначительной перестрелки в виноградных садах передовые подразделения вошли в опустевший немирный аул, в то время как основные силы “Чеченского отряда” остановились в нескольких верстах около реки Лидийское Койсу. Дальнейшее продвижение правительственных войск затормозилось из-за отсутствия проезжей дороги, на прокладку которой потребовалось еще не менее двух дней.
Жители селения Чиркат заблаговременно перешли через реку Андийское Койсу и перед самым приходом казачьих сотен подожгли мост. Авангардной колонне генерала И.М.Лабынцева пришлось сделать значительный крюк вдоль течения горной реки и перейти на противоположный берег по еще не полностью разрушенному Сагритлохскому мосту. Не встречая сопротивления мюридов, казачьи сотни вошли в селение Ашильты, откуда уже открывался вид на грозную резиденцию имама Шамиля. Тем временем генерал-адъютант П.Х.Граббе пытался наладить переправу через горную реку и установить надежную связь со всеми подразделениями правительственных войск, а также с горской милицией шамхала Тарковского, хана Аварского и хана Мехтулинского, лично руководившие своими сборными отрядами. Потратив еще несколько дней на решение насущных вопросов, правительственные войска стали переходить на правый берег реки Андийское Койсу.
Между тем первая рекогносцировка неприступной резиденции имама Шамиля осуществлялась еще с левого берега реки Андийское Койсу 10 июня. В это же время мюриды сделали вылазку из Ахульго и атаковали милиционеров Ахмет-хана Мехтулинского в окрестностях аула Ашильты, на помощь которым быстро примчались три пехотные роты. К 11 июня мост был наведен и началась переправка правительственных войск на правый берег кратчайшим путем. Из-за катастрофического недостатка подходящих строительных материалов он оказался таким хлипким, что громоздкие орудия пришлось перетаскивать по натянутым канатам. Несмотря на возникшие непредвиденные сложности в Нагорном Дагестане, правительственные войска не спеша переправились на правый берег реки Андийское Койсу по крайне ненадежному настилу и уже 12 июня приступили к блокаде и планомерной осаде резиденции имама Шамиля. Орудия из конноартиллерийской казачьей батареи №15 заняли свое место вокруг блокируемого Ахульго, два из которых оказались на Левом крыле при проведении запланированных осадных работ. Конные казачьи сотни отошли на высоты к Бетлетскому оврагу, по правую сторону от которого паслись все табуны “Чеченского отряда”. Линейцам же вместе с отрядами кавказской милиции пришлось не только охранять конское поголовье, но и принять встречный бой с горской кавалерией. Наиб Ахверды-Магома пытался подойти к осажденному аулу Ахульго, ввязался в сражение и быстро скрылся в глубине горных ущелий.
Таким образом, всего за три недели генерал П.Х.Граббе прошел по трудно проходимой горно-лесистой местности больше восьмидесяти верст. При этом почти половину пути саперным частям экспедиционных войск пришлось прокладывать дорогу, для прохождения артиллерии, растянувшегося обоза со снаряжением и запасами продовольствия. Дважды многотысячные сборы имама Шамиля потерпели чувствительные поражения, а сам он укрылся на непреступных горных утесах Старого и Нового Ахульго.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.