«Воспитывать у личного состава войсковой части отвагу, смелость, хладнокровие, инициативу и сметку, воспитывать презрение к смерти и готовность биться до победного конца против врагов нашей Родины»,
— из «Положения о военных комиссарах Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
МЛАДШИЙ ПОЛИТРУК ВАЛЕЕВ ПОЖЕРТВОВАЛ СОБОЙ ВО ИМЯ ПОБЕДЫ
Нельзя было 6ез волнения слушать этот рассказ. Танкист, опершись на гусеницу своей машины, смотрел вдаль.
— Вон там,
— показал танкист,
— мы разгромили врага. Там погиб наш младший политрук товарищ Валеев.
И он поведал историю смерти храброго, верного сына партии Ленина—Сталина, молодого политрука Валеева.
...В городе В. засели вражеские танки. Командование отдало приказ вытеснить их оттуда. Эта задача возлагалась на Н-скую танковую часть. Перед тем, как итти в бой, младший политрук Валеев сказал командиру:
— Я прошу, чтобы моя машина была первой.
Как стрела, мчался Валеев на врага. Он первым ворвался в город и вступил в единоборство с группой немецких машин. Это была жаркая схватка. Его танк был неуязвим. Он мчался по улицам города и наносил врагу смертельные удары. Шесть немецких машин сразил в этом неравном поединке танк Валеева. Он разрушал на своем пути огневые точки, беспощадно подминал под себя обезумевших фашистов, уничтожил не один десяток пулеметных гнезд. И тогда, обозленные фашисты, стали охотиться за танком Валеева. Как град, сыпались на него снаряды. И вот один из вражеских выстрелов остановил машину. Танк загорелся. Валеев оказался на окраине города. К пылающей машине устремились фашисты.
— Выходи, рус!
— кричали они пьяными голосами.
— Сдавайся!
В танке еще оставался небольшой запас боеприпасов. Из объятого пламенем танка Валеев открыл огонь по фашистам. Языки пламени проникали в машину, охватывали храброго младшего политрука и его боевых друзей. Было невыносимо жарко, душно, кровью наливались глаза, дышать было нечем. Смерть неминуемо надвигалась на советских танкистов. Но они смело смотрели ей в глаза. Чувство беззаветной любви к родине оказалось сильнее смерти.
Так и не удалось озверелым фашистам взять живым в плен экипаж машины младшего политрука Валеева.
Товарищ политрук! Как часто раздаются эти слова на поле битвы. И, произнося их, бойцы вкладывают в эти скупые слова глубокий смысл и свою горячую любовь к посланцам большевистской партии и советского правительства.
К. СМИРНОВ
Газ. «Комсомольская правда»
23 июля 1941 года
☆ ☆ ☆
К большому сожалению, определить в какой части воевал младший политрук Валеев установить не удалось.
Возможно ошибаюсь, но скорее всего, в «Комсомолке» речь шла о младшем политруке Валееве Григории Ефимовиче, политруке танковой роты Западного фронта.
Почему скорее всего?
Потому что в документе, уточняющем потери, указано, что Г.Е. Валеев погиб в августе 1941 года. Но этот документ составлен в 1948 году и вполне возможно, что август месяц указан ошибочно.