Лучшие бомбардировщики и истребители с грузинским акцентом
Немногие вспоминают, что авиаконструктор с мировым именем Александр Картвелишвили (чаще - Карвели) родился в Тифлисе. Он учился в Петроградском Технологическом институте и служил в артиллерии на полях Первой мировой. С группой других талантливых молодых инженеров Александра отправили на обучение в Высшую авиационную школу в Тулузу (L’Ecole Superieure Aeronautique), где он и остался после известий о приходе советов к власти.
Провал в небе
Чтобы обеспечивать себя юный Картвелишвили устроился летчиком-испытателем. Но в 1920 году его самолет падает, Александр получает серьезные травмы позвоночника и навсегда забывает о небе. Но не самолетах.
Работая конструктором в Louis Blériot и Ferbois SIMB (позднее Bernard SIMB), он создает самый быстрый в мире самолет (448 км/ч, рекорд держался 8 лет).
Эмиграция в США
И дальше Картвелишвили мечтает о трансатлантических лайнерах, его идеи увлекают мецената Чарльза Левина, который увозит инженера за океан. Несколько лет спустя в Америке он встречает земляка из Тифлиса и работает в его авиаконструкторской компании. В 1939 году фирма носит название Republic, а Картвелишвили становится ее вице-президентом.
Достижения
Первая амфибия
Позднее он усовершенствовал конструкцию, разместив внутри двух пилотов - эти самолеты сразу закупили Швеция, Япония и Китай.
Истребитель "Тандерболт" Р-47
Был равным в бою прославленным японским "Зеро" и немецким "Миссершмитт".
Серийный реактивный истребитель "Тандерджет" F-84
Один из первых серийных боевых самолетов, именно их послали в Корею.
За конструкторские заслуги Александр Картвелишвили получил награду лично от президента Т.Рузвельта.
Большую часть жизни Картвелишвили прожил за пределами Грузии, покинув Родину не по своей воле и отказавшись менять фамилию.
Его именем назван аэропорт города Батуми.
О каких еще выдающихся грузинах XX века вы можете вспомнить?
Вам также будет интересно:
- Как Россия Грузию спасла