В чьём-то разборе, касавшемся кинокартины «Москва слезам не верит» (1979), меня привлекли комментарии женщин, утверждавших, что Катя – ужасная мать. Просто ехидна!
Смысл был в том, что женщина …не интересуется жизнью ребёнка (напомню, что Александра – уже студентка и считать её дитятком – это неправильно!) У неё какие-то странные приятели. Помните, они ещё пытались избить её нового кавалера, но тут вмешался Гоша? Воооот.
К тому же, дамы привязались к диалогу насчёт «супа из концентратов и компота консервированного». Так вот. Катя – очень хорошая мать и я попытаюсь объяснить – почему. Во-первых, в те времена с детьми никто не носился. «Тревожная мать», характерная для современности, тогда казалась бы патологией.
Одно время, начитавшись всякой около-психологической дряни, я тоже считала, что у меня была равнодушная мать – вечно занятая в министерстве и Зарубежтрансстрое, приходившая поздно и говорившая: «Отстань».
По факту те, советские люди – и женщины тоже – занимались грандиозными проектами. Не как повысить продаваемость химических йогуртов «с нежными ломтиками маракуйя», а системообразующими. Напомню, что Катя – одинока, её не поддерживают «бабушки-дедушки», какие были, допустим, в нашей семье.
Кате некогда готовить - отсюда покупные антрекоты в Катином холодильнике. Баба вертится с юности – ей присесть некогда. При том она великолепно выглядит, находит время для «романтических» свиданий и – поддерживает с дочкой взросло-дружеские отношения.
Рядом с матерью-карьеристкой дочери довольно рано взрослеют социально, превращаясь для мам в понимающих подружек. Именно поэтому Александра не хочет отвлекаться от прослушивания хитов 'Boney-M' –
...пришла не матрона и mater familiae, но Катя-Катерина. Во-вторых, и это главное, Тихомировой удалось то, чего, в принципе, не удаётся большинству брошенных женщин – она не стала переносить ненависть к Рудольфу на свою дочь.
Обычно бывает так, что матери видят в подобных детях черты «коварного изменщика» и подсознательно тяготятся отпрысками. Часто происходит дистанцирование, холодность (если дама – интеллигентная и более того – на уровне ума сознающая эти процессы)
...или же это выливается в агрессию по отношению к ребёнку (в семьях «попроще»). То, что мы видим на экране – это доброе и тёплое участие. Сашенька выросла в любви, а не в атмосфере удушливого сверх-контроля, при котором роются в карманах и дневниках взрослого чада.
Я не считаю Катю – положительной героиней. Она – сложная. Кроме того, она изначально хотела избавиться от ребёнка. Да, не со зла и не из желания развлекаться дальше, но из панического страха перед будущим. Но всё сложилось великолепно.
Катя придумала для девочки «удобную» историю, сказав, что её отца нет в живых и, я уверена, что ни разу не попрекнула её самим появлением на свет. А то, что Катя не опекает взрослую девицу, которая сама вот-вот побежит в ЗАГС – это норма.
Zina Korzina (c)
- Cтатьи по теме: