Найти тему
Сокровища барахолки

Как обставляли квартиры во времена перестройки. Вспоминаю на примере жилья из фильма «Авария – дочь мента»

В период перестройки жизнь и быт советского человека изменились до неузнаваемости. За относительно короткий промежуток времени сменились устои, интересы, ценности. Поменялась мода, потребности, предпочтения людей в одежде, предметах интерьера.

Все эти изменения пришли и в кинематограф — появились, наверное, сотни фильмов, отражающих атрибуты новой жизни. Одним из популярнейших фильмов заката СССР стала «Авария — дочь мента» 1989 года режиссера Михаила Туманишвили.

Просматривая недавно эту картину, я заострил внимание на том, как в годы позднего Союза и постсоветский период люди обставляли свои квартиры, и чем их интерьеры отличались от предыдущей эпохи.

Кадр из фильма ««Авария» – дочь мента», режиссёр Михаил Туманишвили, Мосфильм, 1989 г.
Кадр из фильма ««Авария» – дочь мента», режиссёр Михаил Туманишвили, Мосфильм, 1989 г.

Обстановка на кухне в квартире главной героини скромная и немного убогая. Недорогой мебельный гарнитур нейтральных тонов, с гладкими фасадами — тогда это было популярно, но выглядит безлико.

На окне банальная занавеска с мелким рисунком, цветы в горшках, кашпо. И белоснежный холодильник как один из потребительских идеалов того времени.

Кадр из фильма ««Авария» – дочь мента», режиссёр Михаил Туманишвили, Мосфильм, 1989 г.
Кадр из фильма ««Авария» – дочь мента», режиссёр Михаил Туманишвили, Мосфильм, 1989 г.

Обеденный стол, за которым собирается семья, накрыт клеенкой, что актуально и сегодня. А посуда на столе напомнила мне мою, которой я пользовался до недавнего времени: чашки и блюдца с незамысловатым узором, словно нарисованным наспех, и золотистой окантовкой внутри.

На окне можно заметить решетку — на мой взгляд, новый и неизбежный атрибут перестроечного времени. Простая и гениальная вещь, которая стала вынужденной защитой от квартирных краж, особенно на первых этажах. А чтобы она не напоминала камеру в тюрьме, ее делали фигурной. По-моему свою популярность оконная решетка утратит еще не скоро.

Кадр из фильма ««Авария» – дочь мента», режиссёр Михаил Туманишвили, Мосфильм, 1989 г.
Кадр из фильма ««Авария» – дочь мента», режиссёр Михаил Туманишвили, Мосфильм, 1989 г.

Жилье главной героини — типичная квартира большинства советских граждан: ковер на стене, классический мягкий угол, старомодный настольный торшер. Но самый интересный элемент интерьера — мебельная стенка с наклеенным рамочным декором, модным в то время. У меня по сей день стоит такая же.

Она выпускалась на Майкопском мебельном комбинате как бюджетная копия популярной югославской стенки, которая была очень дорогой и недоступной для большинства населения. Она была весьма популярной в конце 1980-х.

Кадр из фильма ««Авария» – дочь мента», режиссёр Михаил Туманишвили, Мосфильм, 1989 г.
Кадр из фильма ««Авария» – дочь мента», режиссёр Михаил Туманишвили, Мосфильм, 1989 г.

В очередной раз сбежав из своей «дыры», героиня попадает в квартиру преподавателя филфака университета. Увидев обстановку, она воскликнула: «Ништяк у вас хата».

Квартира в сравнении с той, в которой жила Авария, отличалась большой площадью, просторными комнатами и богатым интерьером. А наличие библиотеки или кабинета со стеллажами полными книг было главным признаком принадлежности владельца квартиры к интеллигенции и преподавательскому составу.

Кадр из фильма ««Авария» – дочь мента», режиссёр Михаил Туманишвили, Мосфильм, 1989 г.
Кадр из фильма ««Авария» – дочь мента», режиссёр Михаил Туманишвили, Мосфильм, 1989 г.

В огромной гостиной висят гардины и тяжелые гобеленовые шторы с переливами, модные в девяностых. Благородные обои пастельных тонов, мебель из натурального дерева, лакированный паркет на полу. В те года признаком достатка и обеспеченности был именно буковый или дубовый паркет.

А изюминкой интерьера является набор мебели, состоящей из пары кресел и журнального стола. В 1990-х такой дизайн был на пике моды, это современная европейская мебель из кожи и металла в стиле хай-тек.

Кадр из фильма ««Авария» – дочь мента», режиссёр Михаил Туманишвили, Мосфильм, 1989 г.
Кадр из фильма ««Авария» – дочь мента», режиссёр Михаил Туманишвили, Мосфильм, 1989 г.

В те годы стены в ванной равно как и на кухне отделывали одним и тем же квадратным однотонным кафелем 15 на 15 сантиметров. Но он был не лучшего качества, поэтому ложился криво. Такую кухонную «брусчатку» до сих пор можно увидеть на фотографиях квартир во многих объявлениях на Авито и Юле.

Таким же кафелем было модно отделывать не только стены, но и нишу под ванной. Раковина со стойкой непременно должна быть в цвет стен. А подсветка зеркала и ниша для него выполнена на западный манер.

Кадр из фильма ««Авария» – дочь мента», режиссёр Михаил Туманишвили, Мосфильм, 1989 г.
Кадр из фильма ««Авария» – дочь мента», режиссёр Михаил Туманишвили, Мосфильм, 1989 г.

Спальня в квартире также красноречиво намекает на состоятельность хозяина. Классический спальный гарнитур темного цвета, с тумбочками и настольными торшерами, выполненный из благородных пород дерева.

И, опять же, вездесущие полки с книгами как неотъемлемая часть квартиры представителя интеллигенции.

А вы помните обстановку своей квартиры в период перестройки? Что еще в интерьерах того времени было типичным?