Найти в Дзене
Краюшкина. Поэзия. Живопись.

Под Небом Венеции: выставка. Ведуты Мариески и ван Линта

Вот и пришло время завершить мой рассказ об этой камерной выставке. Сегодня расскажу вам сразу о двух ведутах двух необычайно талантливых художников. Первый из них – Микеле Мариески (1710-1744 гг.). Несмотря на то, что он прожил короткую жизнь – всего 34 года, – его принято называть признанным мастером ведуты и каприччо. А ведуту «Вид Большого канала с Рива дель Вин и Рива дель Карбон» он написал примерно в 1730-1735 гг., то есть когда ему было 20-25 лет. Удивительно талантливый художник! Вот какую информацию о нем я прочитала в описании:

Фото автора
Фото автора
Микеле Мариески – венецианский пейзажист и гравер первой половины XVIII века. Получил известность благодаря своим каприччо, вдохновленным произведениями Марко Риччи и Луки Карлевариса, а также ведутам, созданным под влиянием работ Каналетто. В 1741 году он опубликовал альбом гравюр под названием «Избранные великолепные виды города Венеции», в который вошел также и автопортрет художника.
Фото автора
Фото автора

Чем же так привлекательна его ведута? Кроме того, что она изображает одно из известных мест Венеции, в ней много интересных деталей. Кажется, будто мы попадаем в Венецию XVIII века. И видим ясное голубое небо и ласковые воды. Интересна манера создания волн. Верхушки волн, написанные четкими белыми линиями по бирюзовой воде, складываются в целостную картину, если смотреть на ведуту издали. А при ближайшем рассмотрении с этим полотном происходит то, что обычно случается с работами в стиле импрессионизма – они распадаются на мало связанные друг с другом фрагменты.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Рассматриваю сейчас фотографии и замечаю то, что упустила из виду во время посещения выставки. Кажется, Микеле Мариески создал на картине исключительно мужской мир. Ищу и не нахожу на его полотне женские образы. Там только представители сильной половины человечества различных сословий и профессий. Фигурам присуща легкая театральность поз: если персонаж активно двигает руками, то его ноги находятся в статике, и наоборот.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Конечно, интересно рассматривать и лодки, и одежду. Но внимание привлекли полотнища ткани над окнами. Было интересно увидеть, как выглядели маркизы 300 лет назад, какой была их расцветка, как их крепили. Любопытно увидеть и печное отопление. По-моему, впервые вижу на полотне XVIII века столько дымящих труб.

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Второй художник – Хендрик Франс ван Линт (Антверпен, 1684 – Рим, 1763). Его ведута носит название «Вид церкви Санта Мария делла Салюте и Пунта делла Догана» (написана около 1750 г.). Вот какие биографические сведения содержатся в описании к картине:

Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Приехав в Рим в начале XVIII века для того, чтобы завершить художественное образование, прожил в Вечном городе до конца своих дней. Помимо уголков Рима и окрестностей в регионе Лацио, ван Линт писал виды многих областей и городов Италии, среди которых и Венеция. При этом, однако, не существует документов, подтверждающих его путешествия в город на лагуне.
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора
Фото автора

Но именно эта картина и служит тем самым подтверждением, что ван Линт в Венеции… не был ни разу. Сравните гондолы на ведуте Мариески и ван Линта. Видите разницу? Мариески изобразил гондолы реальные, а ван Линт никогда их не видел. Дело в том, что на носу лодки крепился штандарт – ферро. Расположенные на нем шесть зубьев появились не просто так. Они символизировали районы Венеции. Высота ферро на картине ван Линта такова, что ни одна из гондол не смогла бы пройти под мостами Венеции.

А вот вторая часть моего рассказа об этой выставке: Под Небом Венеции: выставка. Венеция реальная Франческо Гварди. Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!

Фото автора
Фото автора