Приветствую вас друзья!
- Дьявол идет!- кричали немецкие солдаты, увидев сентябрьским утром 1916 года надвигавшиеся на них стальные коробки первых танков.
Вероятно похожая реакция была и у русских артиллеристов крепости Кинбурн, столкнувшихся в октябре 1855 года в бою с загадочными кораблями неуязвимыми для снарядов их пушек.
Попытки защиты кораблей от поражающего воздействия неприятельского оружия предпринимались неоднократно и с давних времен. Можно вспомнить корейские кобуксоны ("корабли-черепахи"), испанские бомбардирские суда с очень толстыми деревянными бортами и крышами, которые планировалось использовать для штурма Гибралтара в 1782 году или знаменитый "Демологос" Роберта Фултона. Все эти корабли в качестве защитного материала использовали дерево. А вот первые броненосцы с паровыми машинами и железной броней построили и применили французы.
Возрождение французского флота после наполеоновских войн стало прямым следствием унижения, нанесенного Франции Англией в 1840 году. Ближневосточный кризис 1840 года закончился тем, что Египет, союзник Франции, был вынужден уступить британской морской мощи. — Несмотря все усилия прилагаемые французами с 1820 года в военно-морском строительстве, их флот к началу кризиса оказался не готов. Тогда ставка была сделана не на количество кораблей, а на обретение технического превосходства. Были выделены значительные финансовые средства как на постройку кораблей, так и на подготовку кадров для флота: офицеров, матросов и инженеров.
Пришедший к власти Наполеон III продолжил данную линию. При нем Корпус корабельных инженеров и Корпус морской артиллерии - два столпа французского флота, возглавлялись людьми, пользовавшимися его личным доверием, а сами корпуса представляли собой небольшие (не более нескольких сотен человек), сплоченные группы офицеров, обладающих обширными теоретическими знаниями и практическим опытом. Начальником Корпуса корабельных инженеров был Станислас-Шарль-Анри Дюпюи де Лом, человек можно сказать создавший французский флот второй половины XIX века. Именно он создал первый парусно-винтовой линейный корабль, а в последствии и первый в мире мореходный броненосец.
Главный конструктор французского флота видел будущее за железными кораблями. И не просто железными, а еще и несущими броню. В 1845 году Дюпюи де Лом направил доклад морскому министру, в котором предлагал построить винтовой фрегат с железным корпусом, несущий броневой пояс из железных плит. Однако идея поддержки не получила. Ещё через два года корабельным инженером Виктором Жерве был предложен проект железной бронированной плавучей батареи, которая к тому же несла ещё и таран, однако и он был отвергнут.
В 1853 году разразилась Крымская война. Военно-морские силы англо-французской коалиции столкнулись в Балтийском море с фортами, расположенными в районах мелководья, и поэтому были недоступны кораблям того времени. Кроме того русские войска на суше и флот располагали бомбическими орудиями, созданные кстати говоря французом Пексаном. Для деревянных кораблей огонь этих пушек означал верную гибель, примером тому было уничтожение русской эскадрой под командованием адмирала П.С. Нахимова турецкого флота в Синопе в ноябре 1853 года. 17 октября 1854 г. англо-французские деревянные флоты во время попытки заставить замолчать форт Константин перед Севастополем жестоко пострадали от огня русских батарей. Вот тогда и вспомнили об идее строительства бронированных судов. Император Наполеон III, озабоченный высокой эффективностью бомбических орудий, лично распорядился возобновить опытно-конструкторские работы. Летом 1854 года на артиллерийском полигоне в Венсене были проведены опыты по определению оптимальной конструкции и толщины брони. Как и ожидалось, железные плиты вполне спокойно выдерживали попадания разрывных бомб, но вот со сплошными ядрами ситуация была интересней. После нескольких попаданий плиты давали трещину и начинали ломаться. Тогда попробовали устанавливать броневу плиту на толстую подкладку из деревянных брусьев. Дерево сыграло роль амортизатора, обеспечив железной плите достаточную упругость и тем самым не позволяя ей ломаться при попадании снаряда. В конечном итоге остановились на 110-мм железной плите установленной на деревянной подкладке, как оптимальном варианте системы защиты будущих броненосцев.
К 28 июля 1854 года корабельный инженер Пьер Арман Гийесс (Pierre Armand Guieysse) завершил разработку проекта броненосной плавучей батареи. Нескольким заводам немедленно был выдан заказ на постройку серии из десяти единиц, вскоре правда сокращенный на половину. В конце августа и начале сентября 1854 года в Шербуре Бресте Лорьяне и Рошфоре было заложено пять плавучих батарей: "Девастасьон" (Dévastation), "Тоннант"(Tonnante), "Лав"(Lave), "Фудройян"(Foudroyante) и "Конгрев"(Congrève).
По конструкции плавучая батарея представляла собой плоскодонное судно, с корпусом из дерева, основной задачей которого была борьба с береговыми укреплениями. При водоизмещении в 1600 тонн корабль имел длину 52,35 метра, ширину 13,14 метра. Осадка в 2,65 метра, позволяла им свободно оперировать на мелководье.
Борта были защищены ста восемьюдесятью тремя коваными железными бронеплитами толщиной 110 миллиметров, установленными на подкладке из деревянных брусьев толщиной 200 мм. Плиты прикрывали борт по всей длине корабля от уровня палубы и опускались на полметра ниже ватерлинии. Палуба также была прикрыта железными листами 15-миллеметровой толщины. Общий вес брони составил 297,5 тонн. Производство брони было разделено между заводами "Крезо" и "Де Рив-де-Жье"
Силовая установка состояла из двухцилиндровой паровой машины мощностью 225 л.с., получавшей пар от шести котлов давлением всего 5 атмосфер. Паровая машина вращала один трехлопасный гребной винт. Запас угля на борту составлял 100 тонн. Котлы и машины были разработаны и построены фирмой "Крезо". По некоторым данным фактическая мощность машины не превышала 150 л.с., а скорость хода составила всего 4 узла. По этой причине батареи на дальние расстояния буксировались пароходофрегатами.
Первоначально планировалось оснащение кораблей парусным вооружением по типу барка. При этом три мачты, на которых оно размещалось должны были быть складными, чтобы иметь возможность убрать их перед боем внутрь корпуса, тем самым избежав повреждений. Однако на испытаниях выяснилось, что под парусами корабли управляются крайне сложно. После этого часть парусной оснастки была демонтирована.
Вооружение плавбатарей состояло из из шестнадцати 50-фунтовых (190-мм) гладкоствольных орудий и двух погонных 120-мм карронад. Орудия располагались на батарейной палубе, оснащенной системой искусственной вентиляции, и вели огонь через 24 пушечных порта, устроенных в обоих бортах. Как можно заметить количество портов превышало число установленных орудий. По всей видимости дополнительные пушечные порты предназначались, для усиления огня огня на каком-либо направлении, для этого могли перемещаться орудия с другого, нестреляющего борта. Экипаж каждой плавбатареи состоял из 282 человек.
"Тоннант", "Лав" и "Девастасьон", были спущены на воду соответственно в марте, апреле и мае 1855 года. В течение следующих двух месяцев прошли окончательная достройка и испытания и уже в конце июля-начале августа отправились к берегам Крыма на буксире у пароходофрегатов. После сорокапятидневного путешествия они прибыли в Черное море. Первой их боевой операцией стала атака русской крепости Кинбурн.
Эта крепость прикрывала с юга вход в Днепровско-Бугский, располагаясь на длинной и узкой Кинбурнской косе. Орудия крепости прикрывали проходивший рядом с косой судоходный фарватер. Для своего времени Кинбурн являлся достаточно мощной крепостью, чтобы противостоять любой эскадре. Укрепления состояли из главного квадратного форта (цитадели) с бастионами по углам, который был прикрыт земляными валами со стороны суши. Ближе к оконечности косы были расположены две артиллерийские батареи - каменная и земляная. Всего в крепости было 69 орудий, в том числе 12 мортир, а остальные были стандартными 24-фунтовыми и 18-фунтовыми пушками на колёсных лафетах. Еще по десять пушек было на каждой из двух батарей. Крепость оборонял полуторатысячный гарнизон во главе с генерал-майором Кохановичем.
На рассвете 17 октября все три батареи, вместе с другими кораблями союзной эскадры, двинулись на укрепления Кинбурна. В 9 час. 30 мин. открыли огонь. В ответ заговорили русские пушки. Наши артиллеристы стреляли метко, их ядра и бомбы как огромные молоты ударили по французским кораблям. Но, к изумлению защитников крепости, они раскалывались или отскакивали от бортов, не причиняя кораблям практически никакого ущерба. В то же время русские батареи, расстреливаемые с короткой дистанции, несли большие потери. После четырехчасовой канонады были сбиты 29 пушек, повреждены брустверы и казематы, 130 человек ранено и 45 убито. В 13 час. 45 мин Кинбурн капитулировал перед практически неуязвимым неприятелем. Ответный огонь русских пушек оставил в железной броне французских кораблей около 200 полуторадюймовых вмятин. На "Девастасьоне" было ранено 8 человек, на "Тоннанте" — 9, "Лавэ" вообще потерь не имел.
После взятия Кинбурна какого-либо активного участия в боевых действиях батареи более не принимали. Они остались зимовать у Кинбурнской косы, а летом следующего года вернулись во Францию, где были разоружены. Успех действий трех первых броненосцев побудил к их строительству англичан, ранее довольно скептически относившихся к этой идее. Причем строить они начали по французским чертежам, переданным по личному указанию императора Наполеона III. Также как и французы заложили сразу пять единиц. Британские батареи отличались от своих французских аналогов чуть большей скоростью и лучшей маневренностью. Две из них прибыли в Черное море, но уже не успели принять участие в боевых действиях.
Два последних корабля серии "Фудройян" и "Конгрев" были укомплектованы в июне 1855 года, но так и не смогли принять участие в боевых действиях. Первоначально они предназначались для действий против русских береговых укреплений на Балтике, но в итоге так и не были туда отправлены.
Дальнейшая служба первых броненосцев прошла достаточно спокойно. В 1859 году три "крымские" батареи были вооружены для участия в итальянской кампании. Состав артиллерии изменился - теперь это были четыре 50-фунтовых и двенадцать 160-мм орудий. "Лав", "Тоннант" и "Девастасьон" в июне-июле отправились на Адриатику, но в боевых действиях против Австрии принять участие не успели. Они прибыли в Венецию, когда было подписано перемирие. Четвертый броненосец "Фудройян" хотя и был приведен в боеспособное состояние но так и остался в порту. В марте 1860 года "Тоннант" был разоружен в Рошфоре и отправлен в резерв. Разобран в 1873-74 гг.
В 1866 году "Девастасьон" и "Лав" служили учебными судами в Тулоне в морской канонерской школе Людовика XIV. Они несли вооружение из шести 190-мм, двух 240-мм, одного 220-мм и трех 160-мм орудий. Обе пошли на слом соответственно в 1871 и 1873 годах. "Фудройан" во время войны с Пруссией был, по некоторым данным снова введен в строй, но поскольку каких-либо активных действий на море в ту войну практически не было, так и простоял в порту, пока не был разобран в 1873-74 годах. Меньше всех прослужил так и не поучаствовавший ни разу в бою "Конгрев" - уже в 1868 году он был разобран в Бресте.
Несмотря на все свое несовершенство, батареи типа "Девастасьон" стали важным этапом в развитии военно-морской техники. Бой крепости Кинбурн с французскими броненосными плавбатареями был первым раундом многолетнего противоборства брони и снаряда. И этот раунд остался за броней.
Источники: Paul Dislère, "La marine cuirassée", Rif Winfield, Stephen S. Roberts "French Warships in the Age of Sail 1786-1861: Design, Construction, Careera and Fates", Jack Greene, Alessandro Massignani "Ironclads at War: The Origin and Development of the Armored Warship, 1854-1891", Х. Вильсон " Броненосцы в бою", Т. Ропп"Создание современного флота: французская военно-морская политика 1871–1904"
Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"
Вас может заинтересовать:
Броненосец "Котэцу": звезда гражданских войн Америки и Японии