Вы точно видели эти игрушки и почти наверняка хотели себе такие. Весь Китай сходит с ума по дизайнерским игрушкам, но эксперты советуют быть осторожными: пристрастия современного поколения переменчивы.
>>> Читайте больше в Telegram-канале «Песочница. Live»
На прошлой неделе издание Vogue Business рассуждало о судьбе популярных в Китае коллекционных дизайнерских игрушек. Предлагаем вам вольный пересказ статьи, со своими вставками.
Так называемые «chaowan» пользуются широкой популярностью как у простого населения Китая, так и у поп-звезд. Игрушки появились в Гонконге и Японии в конце 20 века, их концепцию приписывают художнику Майклу Лау, выпустившему ограниченный тираж фигурок для выставки в Гонконге в 1999 году.
В последние годы игрушки, объединяющие в себе искусство, дизайн, скульптуру и анимацию, завоевали популярность на модном рынке Китая. По данным II Media Consulting, размер рынка дизайнерских фигурок в Китае в 2020 году оценивается примерно в 30 млрд юаней (4,7 млрд долларов США), а по итогам 2021-го составит, по прогнозам, более 38 млрд юаней (5,9 млрд долларов).
Быстрорастущий сектор, похоже, полон потенциала. Поскольку рынок кроссовок в Китае частично утратил свою динамику, акцент, по некоторым данным, сместился на модные игрушки — начиная от коллекционных Bearbrick, производимых японской компанией Medicom Toy, и заканчивая серией дизайнерских игрушек в таинственных коробочках 1000% Mega от Pop Mart, которые завоевали много поклонников среди поколения Z.
Раньше цена на ограниченные серии и специальные модели Bearbrick превышала 1000 долларов, делая их недоступными широкой аудитории. Сейчас производитель сменил стратегию, сосредоточившись на более дешевых продуктах — около сотни долларов и ниже. Были созданы многочисленные ограниченные тиражи Bearbricks в сотрудничестве с художниками, культурными учреждениями и модными брендами, включая Chanel, Vivienne Westwood, Ivana Helsinki, Nike, Hiroshi Fujiwara, Maison Margiela и Bape. Сами фигурки Bearbricks начали появляться в специальных выпусках одежды. А японский художник Хароши, разработавший Bearbrick, присоединился к бренду экологически чистого образа жизни Pangaia для создания капсульной коллекции Bearbrick в начале этого года.
Pop Mart, построившая свой успех на концепции коробочек-сюрпризов, стала лидером рынка и одной из самых быстрорастущих компаний по производству художественных игрушек в мире — с 2010 года она расширила бизнес на 23 страны, где организовывала выставки в местных торговых центров и выпускала локальный лимитированные коллекции. Компания запустила шоу игрушек и успешно провела множество шоу с международными брендами и талантливыми дизайнерами со всего мира, а прошедший недавно первый прямой эфир Pop Toy Show International собрал в Facebook около 10 тысяч зрителей из более чем десяти стран Азии, Северной Америки, Европы и Океании. Также в портфеле компании работа со всемирно известными брендами, включая Disney, Universal Studios и Sanrio, над созданием модных художественных игрушек на основе культовых персонажей.
Проблемы вторичного рынка
В результате высокого спроса дизайнерские игрушки столкнулись в Китае с той же проблемой, что и не менее популярные люксовые модные бренды — формированием вторичного рынка, контрафактными товарами, манипулированием ценами на «вторичке» — когда цены на игрушки Bearbrick резко падают и взлетают на торговых площадках, таких как Xianyu и Dewu.
Фундаментальный вопрос заключается в том, как долго рынок дизайнерских игрушек будет оставаться на плаву. Аналитики и инвесторы выразили обеспокоенность по поводу рисков, связанных с рынком дизайнерских игрушек, поскольку интересы молодых китайских покупателей, по их мнению, быстро меняются.
В интервью китайскому СМИ Huxiu основатель 52Toys Чен Вэй выразил обеспокоенность по поводу того, что молодое поколение уделяет мало внимания тенденциям и моде. «Поколение после 1980-х уделит новой игрушке одну минуту, поколение 2000-х — только 30 секунд, а поколение 2010-х, возможно, просто взглянет на нее на секунду, — сказал он. — Эта реальность заставляет компании по производству игрушек снова сосредоточиться на других продуктах и инновациях».
---
Читайте больше в Telegram-канале «Песочница. Live»