Место дуэли Новосильцева и Чернова 1825 года - семейное дело, непонятным образом переросшее в политическую акцию. Место дуэли известно и отмечено, находится на севере Петербурга, в парке Лесотехнической академии.
Одна из постоянных читательниц канала - Ильичева Ирина Леонидовна – прислала потрясающе интересную статью про эту дуэль 1825 года, про главных действующих лиц этой исторической драмы. Рассказ изобилует интересными подробностями, которых не прочтешь на обычных сайтах-путеводителях. Начинаешь читать – потом не оторваться, настолько нетривиальная история, полная неожиданных поворотов и совпадений. С разрешения автора публикую эту статью для всеобщего ознакомления.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Внук младшего из пяти братьев - знаменитых екатерининских "орлов", Владимира Григорьевича Орлова, блестящий флигель-адъютант Александра I Владимир Дмитриевич Новосильцев влюбился в дочь армейского генерал-майора Чернова Екатерину и сделал ей предложение. Получив согласие, он отправился к матери в Москву, чтобы получить ее благословение. Но, вопреки обыкновению, дочь Орлова, которая никогда не отказывала единственному сыну, тут категорически запретила ему жениться "на какой-то Черновой, да еще Пахомовне".
Вернувшись в Петербург, молодой человек не отказался от своего слова, но со свадьбой стал тянуть, не желая нарываться на скандал и думая урезонить вскоре строптивую матушку. Но тут взорвался отец девушки (если честно, мне кажется, что именно он больше всех виновен в том, что произошло. Да и вообще, я несколько сомневаюсь в его душевном здоровье!) Он приказал своим пятерым сыновьям вступиться за честь сестры и по очереди вызывать Новосильцева на дуэль, обещая, если они все погибнут, драться с ним самому! (Безумие какое-то). Видимо, он просто "достал" своих сыновей, потому что Константин перед дуэлью писал другу, что выбрал немыслимо близкое расстояние между противниками только потому, что прекрасно сознавая всю опасность и для себя, хотел, в случае своей гибели, обезопасить от продолжения дуэли своих братьев. Черновы были родственниками К.Ф. Рылеева, и старший брат - Константин был, конечно, членом тайного общества. Надо признать, что будущие декабристы тоже сыграли свою роль в разжигании этой ссоры, мотивируя оскорбление семьи Черновых непомерной спесью знатной аристократии.
Дуэль состоялась 10 сентября 1825 года, и закончилась так страшно, как не предполагал никто (возможно, и другие такие случаи были, но я о них не слышала) - смертельными ранениями обоих молодых людей. Им обоим было по 23 года. Новосильцев умер через 4 дня, Чернов - через две недели.
Будущие декабристы превратили похороны Чернова в первую в России политическую демонстрацию. На его могиле на Смоленском кладбище (найти ее легко, она недалеко от входа на кладбище справа), В.К.Кюхельбекер прочел свое стихотворение "На смерть Чернова".
Девушке, которая в одночасье лишилась и жениха, и брата, общественное мнение предрекало монастырь, но она и не подумала его осуществить, довольно быстро утешилась, а через несколько лет вышла замуж и стала, как будто, матерью большого семейства. И единственной трагической фигурой оказалась...Екатерина Владимировна Новосильцева. До конца своей долгой жизни она так никогда и не простила себя: до последних дней носила траур, по существу превратилась в монахиню в миру, а в письмах к своему другу, московскому митрополиту Филарету, прямо называла себя убийцей собственного сына и просила его молиться за свой скорейший уход. Она похоронила Владимира в Новоспасском монастыре в Москве, а на его могиле поставила изумительный памятник. Этот памятник был такой трагической силы, что потом неоднократно повторялся во всей России. (Только на одном нашем Введенском, или Немецком, кладбище я знаю две его копии. Но самая знаменитая почти точная копия находится в Пантеоне в Тбилиси, на могиле А.С. Грибоедова. На памятнике трогательная надпись его жены - Нины Чавчавадзе: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?").
В Петербурге Е.В. Новосильцева выстроила церковь на месте, где умирал ее сын, и богадельню рядом с ней (сохранилось только здание богадельни), а в лесу, на месте дуэли приказала вкопать в землю два круглых камня на местах, где стояли противники. Кстати, место дуэли находится совсем рядом с Новороссийской улицей. Между прочим, эта улица - в честь церкви и богадельни - раньше называлась Новосильцевской. В 1986-м, когда я, наконец, увидела один из этих камней, мне показалось, что это просто старый водопроводный колодец, так они вросли в землю и заросли мхом. Но стоило чуть копнуть, и стало очевидно, что это белый камень. Ну, а когда рядом оказался и второй такой же, то сомнений больше не было. А в 2015 году я вновь побывала на том месте. Там все благоустроили, очистили от леса площадку, поставили памятную стелу с описанием этого события, и, мне кажется, и камни заменили. Как будто, все это проделали потомки декабристов. А кладбище нашего Новоспасского монастыря было ликвидировано в 30-е годы. Памятник, как я говорила, видела уже в музее, а теперь и музей выселен из Донского монастыря. Теперь этот памятник - где-то в запасниках Музея архитектуры.
А теперь о другой истории, связанной с этим странным семейством. В 1827 году Пахом Чернов благополучно умер. Я про себя именно его, больше всех, обвиняю в исходе дуэли в Лесном, потому что он знал ведь, чем это всё кончится. Если мать Новосильцева, конечно, не могла предвидеть исход событий, то он-то шёл на это СОЗНАТЕЛЬНО. А его жене - матери его детей, надо думать, хватило одного Константина, потому что она, сразу после смерти мужа, взяла с сыновей слово никогда не участвовать ни в каких дуэлях. Знала бы она, чем этот запрет обернётся!
Вы, конечно, помните, что был в пушкинское время такой довольно одиозный литератор, глава знаменитой "Беседы любителей русского слова", над которой вечно смеялся молодой Пушкин и его друзья из "Зелёной лампы", Александр Шишков. Но у него был племянник, тоже Александр, талантливый поэт, которого тот же Пушкин признавал чуть ли не гениальнее себя. Но была у этого Шишкова одна весьма непривлекательная черта - он обожал высмеивать окружающих. И вот однажды, в 1831 году, в Твери он так издевался в театре над одним молодым человеком, что при выходе из театра, тот его просто ...зарезал. Подробностей этой истории я не знала. И вдруг, совсем недавно, читаю, что этот молодой человек - не кто иной, как один из младших братьев Константина Чернова - тоже Александр! (Почему-то все действующие лица этой истории - Александры). Представляете! Причём там говорилось, что перед тем, как совершить этот ужасный поступок, он сбегал домой за кинжалом, во время спектакля! То есть, он тоже знал на что идёт, и этот поступок не был чем-то спонтанным, совершённым в состоянии аффекта! Папенькина кровь, должно быть...
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Ирина Леонидовна, огромное спасибо, что поделились с нами. Я прочитала с огромным удовольствием, а ваши живые комментарии добавили прелести этому рассказу.
#путешествия в #петербург #история