Найти тему
Бард-Дзен

Бардовский ликбез. Три аккорда.

Не так давно в фейсбуке мелькнула статья сына Вероники Долиной об авторской песне. Крайне интересный текст, в котором в качестве основной мысли можно обозначить вот какую:

Огромное количество людей активно не любят АП, ничего о ней не зная вообще. Они с ней ни разу по-настоящему не сталкивались, они основываются на каких-то дурацких представлениях о ней, и, что особенно странно и не понятно, они ее боятся. Точнее они боятся быть уличенными в минимальном хотя бы интересе к этой песне.

Антон Долин – человек сегодняшнего поколения, и то, что он вырос в семье великой бардессы, полюбить авторскую песню его не заставило. Он к ней, скажем так, относится весьма ровно, не выделяя особо в ряду других направлений творчества. Но вот активная нелюбовь к АП его бесит. И это заставило его взяться за перо и написать этакое обращение к бардовским хейтерам. Я, конечно, к АП отношусь с большей нежностью, но буквально со всеми его тезисами согласен даже не на 100, а на все 1000%. Кстати, очень рекомендую прочесть. Текст не длинный и не наукообразный. Называется не оригинально «Как здорово, что все мы здесь». Однако он вызвал буквально целую бурю обсуждений.

Так вот, я тоже не готов призывать читателей своего канала, а особенно студентов-участников проекта «Человеческая речь» мгновенно проникнуться безумной любовью к авторской песне, но вот отнестись к ней со вниманием и по возможности с уважением – это, действительно, важно. У нас в этом учебном году есть несколько очень масштабных мероприятий, связанных с бардами, и если вы решитесь писать на эти темы, от кое-каких стереотипов, связанных с этим культурным явлением стоит избавится заранее.

Первое и важное ложное представление об этом связано с тем, что этот ЖАНР, не катит молодежи. Тут сразу две важные ошибки: АП – ни разу не жанр. Ни одного из жанровых признаков у авторской песни нет. Здесь легко можно встретить все жанры, от романса до рэпа и регги, не говоря уже о то, что принято именовать «русский рок». Больше того, есть масса примеров, когда авторы и исполнители, начинавшие как рокеры, перебрались со временем именно к бардам.

Второе, АП - это такое творческое направление, созданное и раскрученное именно молодыми. Не буду тут говорить о том, в каком возрасте оказались среди бардов отцы-основатели, но вот то, что до начала нулевых АП жила и развивалась во многом именно в студенческой среде – это факт. И так бы и продолжалось по сей день, если бы какому-то умнику не пришло в голову, что это направление необходимо исключить из программы Студенческих Весен. Это было сделано и буквально за 5-6 лет убило практически все студенческие клубы песни. А заодно уменьшило в разы аудиторию бардовских концертов и фестивалей, да и количество потенциальных новых авторов проредило тоже основательно. А что особенно трагично, эта маленькая подпись в каком-то ничтожном приказе разорвала естественную связь поколений. И этот поколенческий разрыв невероятно мощно сказался на всей русской культуре в целом. Сейчас вот пошли разговоры о том, что наша культура вообще не суверенна, что Россия, скорее, исчезнет с мировых карт не из-за каких-то войн или экономических бед, а именно по причине исчезновения культурных оснований считать себя русскими. Конечно, угасание интереса к бардовскому творчеству тут не главное, просто на его примере наглядно видно, как незаметно был организован этот самый поколенческий культурный разрыв. Во всем.

Однако пора что-то и поиграть. Нельзя же говорить только слова. Нужно, чтобы слова звучали «в изложении нежных нот», как пел Юрий Визбор. Так вот, начнем, показывать песни, пожалуй, с песни одного из отцов-основателей. Этот пример важен, чтобы понять достаточно простую мысль – АП всегда росла на какой-то современности и актуальности. И я не о темах стихов даже. Обратите внимание на мелодию. Она же на все 100% основана на классическом негритянском спиричуэлс. Go Down Moses. Песенка эта в исполнении великого Луи Армстронга в те времена была невероятна популярна, хотя и подпольно популярна, что ее известности еще и добавляло шарма. Так же поступали все практически классические барды. Клячкин, Визбор… Да практически никто не минул соблазна поиграть с популярной западной музыкой. Просто Александр Аркадьевич Галич первый поставил это на поток, если можно так выразиться. Конечно, это совершенно оригинальная мелодия, но корни-то ее недвусмысленно видны любому.

Понимаю, что сейчас уже слушать Галича – это испытание. Для молодых, я имею в виду. И даже не потому, что такая речитативная манера исполнения сейчас почти не используется (а жаль, между прочим. Мне кажется эта манера еще не исчерпала свои возможности), а, скорее, потому, что скорость воспроизведения старых записей не точно попадает в системы сегодняшнего воспроизведения. Это, кстати, одна из причин возникновения стереотипов о непременно расстроенных гитарах. Но я о другом, я хочу показать вам эту же песню в совершенно ином исполнении. Тоже не современном. Увы, Виктор Архипович Луферов уже давно не с нами, но во всяком случае его вариант песни Галича к нашему времени ближе, да и уж чего-чего, а усомниться в отличном владении гитарой здесь просто невозможно.

И раз уж у нас тут появился Виктор Архипович, можно сразу же поговорить и о другом дурацком стереотипе в отношении АП. Речь о пресловутых «трех аккордах». Сейчас уже, наверное, не все понимают о чем речь, и совсем никто не вспомнит присказку «три аккорда, три аккорда я тебе сыграю гордо». Это о том, что барды пишут очень скудные мелодии и практически не умеют играть на гитарах. То есть, люди сейчас думают, что научились, конечно, нынешние, а вот классическая АП музыкальных изыском была лишена напрочь.

Знаете, творческое объединение «Первый круг», которое по первости и вовсе именовали «московские диссиденты», возникло аж в 60-е годы прошлого века. Правда в самом конце 60-х. Считается, что сама авторская песня зародилась в 50-е, и тоже в конце. Получается, что Первый круг – яркие представители классической поры авторской песни. Это, конечно, были совсем юные ребята, и их фронда по отношению, скажем, к Московскому КСП была понятна. Тогда они были в бардовской среде этакими экстремистами. Но сейчас-то их тогдашние песни – это безусловная классика авторской песни. Я поиграю одну из ранних песен Александра Мирзаяна, и посмотрим, много ли найдется желающих и дальше рассуждать о «трех аккордах» в АП. Я, кстати, даже не знал, что есть у автора еще и такое название, которое звучит в видео. На дисках Александра Завеновича эта песня называется проще – «Посвящение Элле Фицджеральд».

Ну? Много ли рок-н-ролльщиков, только-только начинавших осваивать гитарную технику могли похвастать в 60-е подобным аккомпанементом? Про попсовиков я вообще молчу. Хотя тогдашние оркестры использовали более богатые аранжировки в сравнение с нынешними. Но вот чтобы одинокий гитарист, и час и два держащий публику в зале на одном дыхании – это к бардам, друзья. Другие так не умели просто. При этом и тексты наших авторов, и их эмоциональность, и глубина их обращения к зрителям – это нечто запредельное даже по нашим временам.

Я, кстати, сегодня намерено не касаюсь песни современной. О ней широкому зрителю известно тоже не многое, но все же больше, чем о бардах классической поры. Поэтому сегодня звучит песня, если и не самого начала времен, то уж времен очень близких к этому самому началу. Я хочу дать вам послушать песню еще одного участника Первого круга Владимира Бережкова. Здесь, конечно, тоже не самая простая музыка, но это – не главное. Удивительной мощи образы и эмоциональность этого текста – это как бы квинтэссенция всей авторской песни. А еще ведь и сама личность автора! Да, это записано в середине нулевых, люди постарели, набрались мудрости, но ведь сама песня-то намного раньше написана! Да и это – не важно. Важно, что барды умеют сказать о таком, о чем другие говорить побаиваются или просто избегают. А если говорить об эстрадной песне, так там на эти темы просто никто даже и не думает. А ведь Владимир Бережков нисколько не педалирует потрясающую глубину своего текста. Он довольно просто и даже самоиронично говорит о вещах главных в жизни. О жизни и смерти, о любви, как спасении. Причем, не нужно быть большим фантазером, чтобы услышать там и о спасении души тоже. Я-то считаю эту песню одной из великих песен нашей песенной культуры. Их, правда, много у нас, великих песен. Но эта – точно одна из них.

Пожалуй, сегодняшнюю встречу стоит потихоньку заканчивать. Но мешает одна странная причина – я незадолго до старта проекта «Академия Арт-Критики «Человеческая речь» затеял у себя на Бард-Дзен небольшой похожий цикл. Но не для молодежи, а как раз наоборот, для пенсионеров, потерявшихся в нашей песне где-то в конце 80-х. Удивительное дело, но и у молодежи, и у пенсионеров, потерявших песню тогда очень схожее отношение к нашей песне. И те, и другие считают ее исчерпавшей свой творческий ресурс. Правда, молодые считают, что это из-за устаревшего и упрощенного языка, а пенсионеры, наоборот, из-за языка слишком осовременившегося и усложнившегося.

Так вот, очередной текст того цикла я хотел посвятить теме нового, «осовременившегося и усложнившегося» в 80-е поэтического слова. И там у меня было намечено знакомство с двумя потрясающими авторами, каждый из которых превнес в АП что-то небывалое, как многим кажется. Это Михаил Щербаков и Геннадий Жуков. Оба – потрясающие поэты. Правда, поэзия Жукова – это какой-то запредельный космос, это очень высокая и очень настоящая поэзия, не устаревающая и сейчас. Михаил же Щербаков – это поэт, придумавший крайне увлекательную и очень заразную поэтическую игру, в которую играет и по сей день. Но, повторюсь, оба – большие поэты, и очень талантливые музыканты. И без их творчества уже невозможно представить авторскую песню даже сегодняшнюю. Думаю, что и завтрашняя во многом будет отстраиваться от их творчества тоже. Я хочу в финале показать вам по песне каждого из этих авторов. Почти без пояснений. В качестве анонса продолжения сегодняшнего разговора.

Итак, Михаил Щербаков. Я покажу вам песню, в которой он только-только появился на бардовских фестивальных полянах. Восемнадцатилетним пацаном. Правда, уже учившимся на филфаке, и уже понимающим силу и многомерность поэтического слова. Это сегодня крайне актуально, между прочим. Это же – совершенно студенческая песня. Практика, сплав, все в одном. Но! Друзья, какая мощь поэтических обобщений. И, кстати, очень точное музыкальное прочтение собственного текста. В те поры, в 80-е, да и потом тоже Михаил Щербаков очень много выступах с интересным музыкантом Михаилом Сародубцевым. Причем, примерно поровну они использовали и две гитары, и гитару и клавиши.

И Геннадий Жуков. Тут вот что стоит сказать – любители рассуждать об авторской песне, как о жанре положили огромное количество усилий на то, чтобы как-то отодвинуть Жукова от бардов. Специально и именно по его поводу был изобретен новый жанр – рок-бард, а Геннадий Викторович был объявлен его основоположником. И это касалось исключительно музыки. Смешно, ей Богу. Сам Жуков на эту тему распространяться не любил, зато свой поэтический язык он действительно порой противопоставлял текстовой культуре туристского крыла АП. Он, и несколько его единомышленников образовали так называемую Заозерную школу. Это явление существует и по сей день, хотя ее основатели – Геннадий Жуков и Виталий Калашников давно уже умерли. Но продолжатели есть и сегодня. Скажем, мой хороший приятель Илья Оленев безусловно пишет и выступает в той самой поэтической традиции. Но это – тоже тема последующих наших с вами разговоров. А на сегодня это – все. Я с вами на сегодня прощаюсь, а вы слушайте Жукова. Это – безусловно великий поэт и бард. Без всяких лишних приставок и уточнений.

#бардовский ликбез