Весь месяц оказался насыщенным юбилейными мероприятиями, посвященными памяти выдающейся русской певицы, которой 25 октября исполнилось бы 95 лет.
Народных артистов СССР среди оперных певцов за 55 лет существования этого высокого звания было немало, а персональных чествований, тем более уже после ухода мастера, удостаиваются считанные единицы – только самые-самые. И тут важен не только актерский талант, исполнительская гениальность, оставившая глубокий след в душах современников. Требуется что-то еще. Например, личностная значимость, резонансность общественной деятельности, выходящие за рамки оперной сцены. Или мировое признание, причем желательно гораздо более широкое, чем в узком мирке академической музыки. Или организаторские способности деятеля культуры, создающие жизнеспособные институции, способные поддерживать память о тебе и после твоего ухода.
В случае Галины Павловны Вишневской эти факторы счастливым образом сошлись – о мере и степени каждого из них можно спорить, но память об артистке живет: спустя почти десять лет после ее ухода важный юбилей отмечается практически на государственном уровне. Центр оперного пения Галины Вишневской, возглавляемый ее дочерью Ольгой Ростропович, вложил в организацию празднования юбилейных торжеств немало сил – и результат получился заслуживающим всяческого уважения.
В начале месяца прошел VIII Международный конкурс оперных артистов, носящий имя певицы: первые туры состоялись в Центре, финал – в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В жюри под председательством Ольги Мстиславовны вошли знаменитые певцы Маквала Касрашвили, Франсиско Арайса и Бадри Майсурадзе, а также пятеро представителей международного оперного менеджмента. К конкурсу после отбора по видеозаписям было допущено 62 вокалиста из 10 стран — России, Украины, Армении, Грузии, Казахстана, Узбекистана, Германии, Бельгии, Китая и Южной Кореи. На каждом из трех туров они должны были исполнить по две оперные арии.
Итог состязания удивил многих. Все три премии достались кавалерам – на конкурсе имени Вишневской не оказалось ни одной достойной певицы, хотя женщин-претенденток изначально было больше мужчин, что, в общем-то, весьма традиционно, в частности, были интересные вокалистки из Западной Европы, парадоксально не прошедшие судейское сито. Или то, что ничего не получил ярчайший украинский баритон Игорь Онищенко – каватину Фигаро из «Севильского цирюльника» он спел, конечно, совершенно феноменально. Но как бы там ни было, первую премию получил бас Молодежной программы Большого театра Алексей Кулагин, показавшийся на этот раз гораздо ярче, убедительней и увереннее, чем за месяц до того на Конкурсе Елены Образцовой в Северной столице: впрочем, его слишком европейский бас радует культурой исполнения, но не захватывает экспрессией. Вторая премия досталась южнокорейскому баритону Сейджину Парку, обладателю очень красивого, запоминающегося голоса, кроме того, владеющего культурой и стилистикой исполняемых произведений. Третья премия ушла к петербургскому баритону Артему Савченко.
Венцом празднеств стал большой гала-концерт 25 октября в Большом театре – аккурат в день юбилея, по счастливому стечению обстоятельств совпадающий еще и с Международным днем оперы. Его учредили в 2019 году, спустя семь лет после смерти певицы, по инициативе оперных ассоциаций Европы и обеих Америк, выбрав датой день, в который родились Жорж Бизе и Иоганн Штраус. Совпадение праздника с днем рождения русской певицы чисто случайное, но оттого не менее приятное. В сопровождении хора и оркестра Большого театра под водительством его музрука Тугана Сохиева пели выпускники Центра оперного пения Вишневской и лауреаты ее конкурсов – уже маститые артисты, профессионалы оперной сцены. Получился настоящий праздник оперы.
Программа в основном включала наипопулярнейшие номера оперной литературы – как отечественной, так и европейской. Из опер, которые исполняла сама Вишневская, прозвучали фрагменты из «Пиковой дамы», «Тоски» и «Турандот», а также наипопулярнейший романс Чайковского «День ли царит» из ее богатейшего камерного репертуара. Открытие вечера оказалось весьма символичным – прозвучал грозный хор «Слава королю» из «Орлеанской девы», яркая и жесткая торжественность которого хорошо перекликалась с обликом и характером самой юбилярши – женщины и артистки красивой и волевой. А закончили вечер абсолютным контрастом – все вместе участники гала спели игривую неаполитанскую песенку Луиджи Денцы «Funiculi funicula», полную солнца и задора.
Из голосов амплуа Вишневской выступили сопрано Ирина Морева, солистка «Новой оперы», особенный успех снискавшая в арии Тоски, и Мария Пахарь из МАМТа с романсом Чайковского. Редкий по нынешним временам голос меццо-сопрано был представлен двумя солистками – Олесей Петровой из Петербурга и солисткой Большого Агундой Кулаевой: обе пели много, став настоящими героинями концерта. Первой особенно удалась ария Иоанны из «Орлеанской девы», спетая с чувством и хорошей дикцией, вторая блеснула в игривой арии принцессы Эболи из «Дона Карлоса». Еще одна грань женской ипостаси вокала была явлена в выступлении колоратуры Светланы Москаленко, с восточной негой и изяществом исполнившей арию Шемаханской царицы Римского-Корсакова.
Концерт подарил настоящее соревнование теноров – голоса, который всегда особо привечает публика. Отар Джорджикия, Алексей Татаринцев, Станислав Мостовой и Хачатур Бадалян продемонстрировали все возможности тенорового амплуа, исполнив арии из опер Понкьелли, Доницетти, Аренского Бородина и Оффенбаха ярко и артистично. Почти такое же разнообразие эмоций и красок подарили и низкие мужские голоса – баритоны Эльчин Азизов и Бадрал Чулуунбаатар, бас Бьеонг Мин Гил сосредоточились на фрагментах музыки Бизе, Джордано и Россини: каждый сумел показать свою неповторимую индивидуальность.
Эмоциональное наполнение и красота тембров у всех участников концерта была разной, но вот, пожалуй, техникой пения, ремесленным мастерством каждый из выступавших владеет на высоте. А именно это Галина Павловна считала самым важным: «Если есть красивый голос, но нет техники, полного диапазона, вы не владеете пиано, нет необходимой фразировки и пр., то вы абсолютно беспомощны на сцене. Певец может быть очень музыкальным, гениально одаренным, и внешность прекрасная, но есть где-то зазор в вокальной школе, и это последнее одно превращает его на сцене в абсолютный ноль: не смыкается где-то фраза, на какой-то ноте наверх голос не идет, маленького пустяка, казалось бы, не хватает, и певец уничтожен, его нет. А обладающий хорошей техникой, но не одаренный очень красивым голосом, такой певец может сделать большую карьеру, он голосом, даже качественно несовершенным, может выразить все, решить любую поставленную перед ним композитором, режиссером, дирижером задачу. Один, с божественным даром, не сделает ничего, а другой с просто хорошим профессиональным уровнем, будет всегда востребован».
29 октября 2021 г., "Культура"