А мы-то и не знали... Это довольно свежая статья из "Navy lookout" от 23 октября.
На снимке взлёт одного из подобных перехватчиков с "Куин Элизабет". Кстати, для тех, кто не соображает, как воздействует море на внешний вид корабля и любящих поупражняться по поводу "ржавых российских корыт". Обратите внимание на ржавые потёки по бортам новейшего авианосца и попытки борьбы с ними путём наложения участков свежей краски, пусть и отличающейся по колеру от основного.
События, описанные в статье, происходили летом. Немного хронологии. 22 мая авианосец посетила королева:
После её напутствия корабль отправился на крупнейшие военные учения2021 года Steadfast Defender 2021 от Северной Америки до региона Черного моря. 20-28 мая в морской фазе участвовало 20 судов.
А уже 12 июня два самолета F-35 с HMS Queen Elizabeth вылетели для выполнения миссий против Даиш в Сирии и Ираке. Это была первая ударная операция с корабля Королевских ВМС после операций против полковника Каддафи в Ливии в 2011 году.
Погрузка боеприпасов на самолёты авианосца:
Вообще-то надо знать, что британские самолёты и ранее наносили такие удары, только с сухопутных аэродромов, например, с Кипра. И по их словам, именно операция SHADER почти полностью разгромила Даиш и вернула территорию, которую он занял. К 2017 году англичане сбросили аж целых 4300 боеприпасов на исламистов, совершив за два года около 1700 вылетов. А русские? Ну, они так, просто погулять вышли, а то, что всего за 4 месяца, только с 30 сентября 2015 года и по середину февраля 2016 года, когда начались переговоры о прекращении огня (соглашение вступило в силу 27 февраля), российская авиация совершила более 7200 вылетов с авиабазы Хмеймим, уничтожив свыше 12,7 тыс. объектов боевиков - это совсем другое, понимать надо.
А ещё русские нагло интересуются новейшим британским кораблём. Указывается, что уровень наблюдения превосходит даже ожидания. Когда самолеты (британские) вылетели с корабля с первым боевым заданием, еще два самолета пришлось в кратчайшие сроки поднять в воздух, чтобы отразить атаки российских самолетов. В течение первых трех дней, когда судно работало у берегов Кипра, российские самолеты встречались каждый день, в том числе «Сухой» и «Миг», приближавшиеся в пределах видимости самолетов, летевших с корабля. До сих пор взаимодействие описывалось как «профессиональное» . Также известно, что фрегат типа «Григорович» и российские подводные лодки активно отслеживают перемещения группы.
Командующим британской авианосной ударной группой коммодор Стив Мурхаус заявил, что за двухнедельный период было произведено 30 прямых перехватов вооруженных российских истребителей и бомбардировщиков. Давайте уточним, что же означает зловещее слово "перехват"?
По словам генерала армии Владимира Михайлова, в 2002-2007 гг. главкома ВВС России, "в современном понимании этого слова «перехватить цель» означает выйти в ту же точку пространства, в которой в данный момент времени находится объект перехвата. Чаще всего — иностранный военный или гражданский самолет. За перехватом, как правило, следует сопровождение воздушной цели. Наш истребитель летит рядом на безопасном расстоянии и следит, чтобы цель «не шалила» и не следовала угрожающим для нашей страны курсом".
То же касается и самолётов, приближающихся к иностранному кораблю, если, конечно, есть, чем перехватывать.
Кроме того, коммодор отметил, что палубные противолодочные вертолеты Merlin Mk2 работали с его фрегатами (и, вероятно, с поддерживающей атомной подводной лодкой HMS Ambush), чтобы «определить местонахождение и зафиксировать российские подводные лодки, развернутые, чтобы приветствовать нас».
Вот эти вертолёты на палубе авианосца:
А это HMS Ambush:
А кроме того, Мурхаус поделился радостным сообщением, что в тот же период кроме полетов в Восточном Средиземноморье, реактивные самолеты его флагмана были запущены для выполнения миссий над Черным морем, которые предполагали перелет туда и обратно на расстояние «более 1000 миль». Эти полеты проводились одновременно с первыми авианосными боевыми вылетами против Даиш.
Если предположить, что они прошли через воздушное пространство Турции, миссии в Черное море почти наверняка поддерживались дозаправкой в воздухе, поскольку 1000 миль - это максимальная дальность полета F-35B. Чтобы полёт имел смысл, самолету необходимо совершить хотя бы короткое патрулирование в этом районе.
Появление боевых самолетов Великобритании (и США) над Черным морем - еще один ощутимый знак того, что НАТО готово поддерживать своих партнеров и соблюдать международное право в регионе. За этим последовал мирный проход HMS Defender 23 июня через территориальные воды оккупированного Крыма.
А как должен был выглядеть "немирный проход"?
В любом случае, аэродромов в Турции, Болгарии и Румынии для НАТО недостаточно и отрабатывается методика протянуть свою лапу из Средиземноморья. В пределах досягаемости "Калибров", кстати. И наверняка, ещё более мощных вещей.
Кстати, уже в сентябре "Куин Элизабет" в сопровождении того самого шкодливого "Дефендера" и судна снабжения Tidespring вместе с голландским и канадским военными кораблями участвовали в совместных учениях с японским флотом на Тихом океане. Вот это интенсивность боевой подготовки!
А следующую статью посвятим тому, как военный флот производит проекцию силы, мирную дипломатию и рекламу национального автопрома.
Ещё о современном британском флоте:
Британский флот: всё пропало, гипс снимают...
Британский военный флот - всё отлично, идите к нам служить
О надоевших в Чёрном море британских эсминцах
..........................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь