На этой картине мы видим затянувшуюся пирушку, в ходе которой одному из гостей стало плохо. Он упал на пол и застыл, раскинув руки в стороны. Одна из женщин пытается откачать больного, но у неё не очень-то получается. Что же здесь происходит?
Картина явно носит сатирический характер. Её написал знаменитый художник Павел Федотов, который считается родоначальником критического реализма в русской живописи.
В своей картине «Всё холера виновата» художник отсылает нас к реалиям того времени, когда Россию охватила вспышка холеры. Её жертвами стали сотни тысяч человек, включая первых лиц государства, среди которых фельдмаршал Иван Дибич и великий князь Константин Константинович.
Первая вспышка прошла в 1830–1832 годах, вторая — в 1940-х. Федотов решил рассмеяться в лицо болезни, написав юмористическую картину. На ней он даже изобразил самого себя в виде сидящего за столом гостя с поднятой рукой.
Главным героем картины художник сделал лежащего на полу мужчину. Судя по названию картины, можно предположить, что ему стало плохо из-за заражения холерой. Но так ли это на самом деле?
Федотов часто сопровождал свои работы стихами, раскрывающими суть сюжета. Не стала исключением и эта картина, на обороте которой были написаны такие строки:
Как лукавого в грехах
Наш брат вечно укоряет,
Так, когда холеры страх
В городе гуляет.
Все всему она виной,
Всё холера. Так, иной
Чуть до вкусного дорвётся,
Не утерпит - так нажрётся,
Что в здоровую-то пору
Переварить желудку впору.
Так подчас забывши страх,
На приятельских пирах
Выпьют одного вина
По полдюжины на брата.
Смотришь – худо. Кто ж вина?
Все холера виновата.
Таким образом, мы видим, что эта картина, как и её название, носит сатирический посыл. Виновата в ухудшении самочувствия героя вовсе не холера, а его загульный и прожорливый образ жизни. Холера тут совершенно не при чём.